Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Класному керівнику » Папка класного керівника


Формы досуговой деятельности.
Среди разнообразных форм досуговой деятельности (массовых, групповых, индивидуальных) особый интерес с точки зрения воспитательных возможностей имеет клуб.
В.Даль в толковом словаре дает такое определение клуба: "...собрание, постоянное общество, которое собирается в определенном помещении для бесед и развлечений".
В энциклопедическом словаре (1980) клуб трактуется как: "организация, добровольно объединяющая группы людей с целью общения, связанного с личными интересами, а также для отдыха и развлечений".
Детский клуб, как форма организации детей свое теоретическое оформление получил в конце XIX ст.
Появление первых детских клубов относится к началу XX ст. Стремление прогрессивной интеллигенции к демократическому воспитанию стало основной причиной возникновения движения по созданию детских клубов.
В 80-е годы В.Полукаровым проанализированы особенности подростковых клубов. Феномен клуба, как формы объединения подростков, состоит в создании реальных условий для выявления и развития индивидуальных возможностей каждого участника, шанса реализовать себя.
По мнению В.Полукарова, своеобразность клубных объединений определяется следующими факторами:
• деятельность, которая требуют богатого воображения, изобретательности,
нестандартного мышления;
• руководитель - одаренная, творческая личность;
• межличностные отношения, которые характеризуются богатством индивидуальностей
(каждый школьник привносит свои ценности, представления, по-своему выражает и
отстаивает свои взгляды и убеждения).
Для того, чтобы рассмотреть, что представляет собой клуб подростков, юношества в современных условиях необходимо обратиться к анализу понятий "объединения молодежи", "детские общества".
Объединения учащихся структурируются в две больших группы:
• объединения как форма творческой деятельности в дополнительном образовании детей. Основными задачами этих объединений являются следующие: углубление знаний, развитие способностей, удовлетворение интересов и склонностей, привлечение к творческой деятельности, организация досуга;
• неформальные объединения представляют собою стихийно организованные социальные группы детей разной направленности.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны как цель, которую ставят перед собой дети, с другой как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые, принимающие участие в работе детских объединений.
Следует подчеркнуть, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей.
Детские объединения представляют собой важный фактор влияния на ребенка. С одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, содействуя их обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны – происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения, корректирование их в соответствии с общественными нормами, ценностями.
Детское объединение выполняет и защитные функции: отстаивает, защищает интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, общей деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Объединения отличаются содержанием деятельности и формой управления.
Объединения досуга направлены на решение задач развития способностей, склонностей детей, предоставления им возможности для общения, самовыражение и самоутверждение.
Детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений внешкольной педагогики, дополнительного образования. Типичным временным объединением детей являются оздоровительные лагеря, туристические группы. К ситуативным принадлежат объединения детей, которые создаются для решения какой-либо задачи и не требует много времени (участники акций помощи и т. д.).
Организация процесса воспитания невозможна без привлечения учащихся в объединения на основе их интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Общение в объединениях досуга создает условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации.
Клубные объединения сегодня разнообразны: кружки, секции, студии, общества, которые различны по целям, содержанию, методам взаимодействия.
Наиболее распространенными типами объединений в школах являются кружки и клубы. Формально кружок от клуба отличается тем, что, как правило, меньше по количественному составу, деятельность его узко направлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделов, отсутствуют органы самоуправления. На практике понятия „клуб" и „кружок" рассматриваются педагогами наиболее часто как условные, и это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе.
Любое клубное объединение характеризует ряд признаков, отображающих их внутреннюю сущность. Первый – добровольность вступления в объединение. Именно добровольность вступления детей в объединение обуславливает цель, содержание его деятельности, методы и формы работы.
Клубное объединение характеризуется общедоступностью для каждого ученика. Именно это определяет самодеятельный характер его организации, тот демократический стиль жизни, деятельности, которые основаны на свободе выбора занятий. Деятельность клубных объединений не ставит своей задачей достижения определенных результатов в любой предметной сфере деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, который приносит удовлетворение его участникам.
Признаком клубного объединения является относительная стабильность его состава. При педагогически правильной организации деятельности выход из него, переход к другим объединениям, – в целом, нормальное явление. Это – обычный поиск школьниками наиболее благоприятных условий для пробы сил и возможностей, для осуществления желания самореализации.
Важным признаком клубного объединения является взаимосвязь личной цели и общей направленности деятельности.
У участников объективно рождается и развивается потребность в объединении и это оказывает содействие более быстрому развитию. Наблюдения подтверждают, что коллектив в объединении по интересам, как правило, развивается более быстро, чем, скажем, коллектив класса, и менее болезненно. Этому оказывает содействие и тот факт, что в клуб ученики нередко приходят не по одиночке, а со своими друзьями, сформированной группой, с общими интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место. Все это приводит к более быстрой гуманизации и демократизации их отношений в объединении.
По способу организации школьные клубные объединения разнообразны: одни из них включают детей различных возрастных групп, в других общаются ученики одной параллели, третьи складываются на базе одного класса.
По отношению к классу клубные объединения выполняют три функции: компенсационную, стимулирующую и интегрирующую.
Как уже отмечалось, объединения по интересам предоставляют своим участникам возможность развивать творческие способности и задатки, создают условия для общения, самоутверждения, которые далеко не всегда реализуются в классе, где много обязательного, не соотносительного с интересами и потребностями учеников. Таким образом, компенсаторная функция объединения по интересам реализуется и по отношению к классу в целом.
Исследователи неформальных объединений (А.Добрович, И.Кон, Л.Мудрик, И.Полонский и др.) подчеркивали, что стремление детей к объединению объясняется психологическими и социальными причинами. Социальные предпосылки возникновения неформальных объединений: кризисное состояние общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений, плохая организация досуга и т. д. В подростковый период в психике проявляются внутренние противоречия: неопределенность уровня притязаний личности, конфликтность, агрессивность и т. д. Не находя понимания у взрослых, подростки стремятся к автономии от них и ищут общения с ровесниками. В переходный период происходит переориентация общения ребенка с родителями и учителями и вообще взрослыми на ровесников. Детское общество играет очень важную роль для ребенка. Во-первых, оно выступает как нижний канал коммуникации, здесь ребенок черпает такую информацию, которую он не получает от взрослых. Во-вторых, в детском объединении ребенок приобретает опыт социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои интересы. У детей вырабатываются коммуникативные качества, поскольку отношения между членами детского общества строятся на равных началах, а свой общий статус необходимо заслужить. В-третьих, в сообществе ровесников подросток, юноша приобретает определенный опыт эмоционального контакта. Типичная черта неформальных объединений – их чрезвычайно высокая конформность. Подростки, как правило, некритически оценивают мысль своей группы и ее лидеров, Стремление быть "как все" распространяется на эстетичные взгляды, одежду, стиль поведения и т. д. Индивидуальность проявляется через одинаковость. При этом, в неформальном объединении, эта одинаковость тщательно поддерживается, а подростку, который старается выделиться, приходится испытывать сопротивление группы.
В неформальных объединениях возникает своя субкультура, которая влияет на образ жизни и поведение подростка. В зависимости от своей социальной ориентации неформальные объединения играют положительную или отрицательную роль в развитии личности.
В условиях демократизации общества возникает необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления – это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах. Акцент в содержании деятельности и общении делается на ценностно-ориентационную функцию. Интенсивность общения предоставляет возможность участникам объединений изменять свои представления, стереотипы, взгляды на себя, ровесников, взрослых.
Таким образом, подростковые и юношеские объединения оказывают содействие личностному развитию учащихся, формированию их ценностных ориентации, стимулируют социальное развитие.
В условиях клуба, клубного объединения учащиеся получают возможность существования в атмосфере положительного восприятия себя как личности, что, в отличии от школы, является одной из характеристик клуба (взаимоотношений без оценивания). И это создает благоприятную почву для личностного развития, которое, в свою очередь, оказывает содействие самореализации.
Досуговое клубное объединение школьников решает ряд задач:
- создает эмоционально-привлекательный фон для восприятия ценностей и их личностно-значимого анализа;
- оказывает содействие личному росту каждого благодаря привлечению к процессу инициирования содержания;
- ориентирует учащихся подросткового, юношеского возраста на процесс саморазвития, самосовершенствования.
Сегодня для того, чтобы досуг школьников имел возможность осуществлять свои социально-педагогические функции, необходим новый взгляд на обновление его содержания. Речь идет о создании интегрированных (по смыслу), инновационных (по личностным особенностям), личностно-ориентированных (по деятельности) программ.
Разработка программ предусматривает учет ряда принципов, основными из которых являются:
- рефлексия аксиологического потенциала личности организатора;
- интеграция его с потребностями, интересами учащихся подросткового и юношеского возраста;
- обращение к личностно значащим проблемам возраста;
- развитие творческой активности каждого ребенка, направленной на самосовершенствование.

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://интернет-ресурсы
Категорія: Папка класного керівника | Додав: Irina (18.06.2014) | Автор: Андреенко Наталья Вениаминовна E
Переглядів: 1604 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]