Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Вчителю початкової школи


"Я и Украина" Урок-исследование "Признаки растений как живых организмов"
Я и Украина
Урок-исследование во 2 классе
по теме:
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ КАК ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. РАСТЕНИЯ В ПРИРОДЕ (КУСТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ). ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВО ВНЕШНЕМ СТРОЕНИИ. ПТИЦЫ.
Цели : Продолжать знакомить учеников с разнообразием растений; начать формирование понятий: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать работу по формированию представлений о функциональном значении органов растений, знакомить с уважительным отношением к растениям в Украине, прививать любовь к природе.
Оборудование: бейджики для групповой работы, карточки с заданиями для групповой работы , иллюстрации по теме «Растения»,иллюстрации разных видов растений для составления коллажа, клей, ножницы, выставка дополнительной литературы по теме, задания для любознательных, иллюстрации птиц, тесты по проверке домашнего задания, усвоения нового материала, девиз урока.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний.
а) готовность к уроку, построение в центре класса
б) знакомство с планом урока
в) «Ожидание»
- У вас в руках любимые игрушки - птицы. Почему?
- Чего ожидаете от урока, о том прошепчите своим игрушкам.
- А я ожидаю что на уроке каждый из вас овладеет новыми знаниями.
Девиз: Орешек знаний тверд, но все же , мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет желание все знать».
г) проверка домашнего задания Тест.(обратная связь с помощью сигнальных карточек)
- Мы закончили на прошлом уроке большую тему, тема прошлого урока
совпала с месячником по правам ребенка, который проходит сейчас в
школе.
Тест.
1 Укажи правильное утверждение. Документ, в котором изложены права ребенка, имеет название...
а) Конституция Украины;
б) Декларация прав ребенка.
2. Укажи правильные утверждения.
Дети имеют право...
а) на плохое отношение к родителям;
б) на учебу в школе;
в) на заботу родителей.
3. Дети обязаны...
А) плохо вести себя во время уроков;
б) работать и зарабатывать деньги;
в) слушать родителей и учителей.
4.Родители обязаны:
а) ходить в школу;
б) содержать детей;
в) заботиться об обучении детей.
ИТОГ.

д ) Сообщение синоптика

-Продолжаем работу по плану. Кто готовил сообщение о погоде на сегодня?
(рассказ-сообщение ученика о погоде :
-температура воздуха;
-облачность, осадки;
-какие насекомые еще встречаются;
-как птицы готовятся к зиме;
- народные приметы ноября.
е) вопрос от Почемучек.
- На прошлом уроке вы задали вопрос: почему листья осенью имеют разный
цвет?
- Кто из Знатоков приготовил ответ на этот вопрос?
( сообщение ученика)
ИТОГ.

II. 3накомтсво с новым материалом
1. Сегодня мы начинаем большую тему, а название узнаете, угадав, что находится в шкатулке.
2. Мотивация учебной деятельности
«Секрет - интрига»

В шкатулке ценный клад планеты Земля.
(с помощью задавания вопросов дети узнают о секрете)
- Это живое или неживое?
- Съедобное или несъедобное?
- Используют для …
- Зеленого цвета?... (Растение)

- Почему это клад?
- Что дают растения?

2. Сообщение целей:
- Познакомимся с разнообразием растений, их строением, значением отдельных частей растений в их жизни, будем бережно учиться, бережно относится к ним, установим взаимосвязь растений и птиц, узнаем об отношении нашего народа к растениям.

3. Рассказ с элементами беседы.
- В 1 классе мы начали знакомство с разнообразием растений. Напомните,
при каких условиях они растут? (свет, вода, почва, тепло)

4. Практическая работа
Вам нужно провести практическую работу для уточнения схемы строения растений.
Вы будете работать в группах. Повторите правила работы. Объединитесь в 4 группы по числам на бейджиках. Займите места за столами. Для начала во всех группах задание одинаковое. Время для работы 2 мин.

Карточка №1
1. Какую схему строения имеет большинство растений?
2. Выпишите названия частей растений на строках.
3. Какое значение имеет корень?
Дополнение учителя: Эти части растения называются органами растения.
Презентация 1 группы. (2 и3 сверяют свои результаты с результатами 1 группы). При необходимости дополняют, уточняют.
- Есть ли дополнения в группах?
- Чего не учли?

3. Исследовательская работа.

Продолжим изучение органов растений в прежних группах.
Проведем исследовательскую работу. Установите, какую роль для растения играет стебель?

Карточка №2 – зеленого цвета.
Время работы – 5 мин.
1. В стакан с подкрашенной водой поставить веточку комнатного растения.
2. Пронаблюдайте, одинакового ли цвета верхняя и нижняя часть стебля? Правильное подчеркните.
Одинакового или разного.

3. Почему нижняя часть стебля окрасилась? Правильно обведите.
а) стебель поднимает воду до листков, всасывает.
б) стебель выталкивает воду.

4. Окрасится ли верхняя часть стебля, если растение еще какое-то время постоит в окрашенной воде?
Правильное обведите.
а) да; б) нет.
Вывод: ……… выполняет роль проводника, поднимает воду до листков.

ИТОГ: (презентует 2 группа)

- Есть ли уточнения?
- Вспомните, что образуется в зеленых листках на свету из воды и углекислого газа, который поглощают растения? (крахмал и сахар, которым питается само растение, а также животные и люди).

5. Выясните роли цветов.

Рассказ с элементами беседы.
В процессе развития у растений появляются цветы. Почему именно они имеют яркую окраску, выраженный запах?
(Сильный запах, яркие цвета приманивают насекомых, которые достают из них сладкий сок – нектар, а переползая, перелетая с цветка на цветок, насекомые опыляют их).
- А только ли насекомые опыляют растения?

6.Сообщения детей и колибри, нектарнице.

Дополнение: И только после опыления на месте цветка появляется еще один орган растений – плод, в середине которого образуются семена. Когда плоды доспевают, они готовы к распространению. Когда плоды попадают во влажный грунт, они прорастают. А спелые плоды используют для еды люди, животные.
- Какие птицы питаются плодами растений?

7. Сообщения о сойке, желудевом дятле.

ИТОГ.

8. Работа с учебником.
Следующую порцию знаний вы получите из учебника, но по замыслу вам нужно объединиться в 3 группы по цветам ваших бейджиков.
У каждой группы разное задание.

1 группа. Красные.
1. Прочитать статью учебника. (стр. 28 – 29)
2. Укажите отличительные особенности деревьев.
3. Выполните схематический рисунок дерева.
4. Выберите из предложенных иллюстраций те, на которых изображены деревья.
5. Составьте коллаж из них в нижней части листа.
6. Расскажите о птице, живущей в лесах.

2 группа. Синие.
1. Прочитайте статью учебника (с 28-29)
2. Укажите отличительные особенности кустарников.
3. Выполните схематический рисунок кустарника.
4. Выберите из предложенных иллюстраций те, на которых изображены кустарники.
5. Составьте коллаж из них в нижней части листа.
6. Расскажите о птице, которая вьет гнезда на кустарниках.

3 группа. Желтые.
1. Прочитайте статью учебника (с 28-29).
2. Укажите отличительные особенности травянистых растений.
3. Выполните схематический рисунок.
4. Выберите из предложенных иллюстраций те, на которых изображены травянистые растения.
5. Составьте коллаж из них в нижней части листа.
6. Расскажите о птице, которая вьет гнезда в траве.

- Презентация: (выступает каждая группа).

ИТОГ.

III. Закрепление
1. Рассказ учителя о традициях предков.
- Одной из давних традиций наших предков была любовь к природе. Детей учили заботиться обо всем живом и неживом, что их окружало. Они верили, что растения могут дать добрый совет, защитить в беде. В народе сложено много песен, сказок , загадок о живых символах.

2. Сообщение исследователей.
- Кто готовил на сегодня информацию?

3. Тест.
(Объединение в первоначальные группы)
1) По каким признакам все растения делятся на деревья, кустарники и травяные растения?
а) по размерам;
б) по различию стволов (стеблей);
в) по возрасту.

2) Какую отличительную особенность имеют деревья?
а) один мягкий сочный стебель;
б) один древесный ствол;
в) несколько древесных стволов.

3) К какой группе растений относят смородину?
а) кустарник;
б) дерево;
в) травянистое растение.

4) Как называется растение, имеющее сочный стебель?
а) дерево;
б) травянистое растение;
в) куст.
Ключ: 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б.
IV. Итог урока.
Давайте обобщим изученное на уроке.
«Сенкан» (пятирядье)

- Что?
- Какие?
- Что делают?
- Фраза:
- Итог:
Давайте обратимся к древу знаний. Подытожим изученное

Технология «Эссе»
Обратитесь одной фразой от имени деревьев.

- Человек часть живой природы.
- Одной фразой обратитесь к людям Земли.
Рефлексия:
- Как вам работалось в группах?
- Оправдались ли ожидания?
- Довольны ли своей работой?
- Что было самым трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было легче?

Домашнее задание:
а) проработать статью в учебнике на с.28 – 29;
б) «Почемучкам» продумать вопрос для освещения на следующем уроке.
Повторение девиза урока:
Орешек знаний тверд, но все же, мы не привыкли отступать. Мы расколоть его сумели желанием все знать.

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://интернет-ресурсы
Категорія: Вчителю початкової школи | Додав: lika (19.12.2011) | Автор: Розновская Анжелика Юрьевна E
Переглядів: 2428 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]