Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Психологічна вітальня » Корисні поради


Профессиональные и личностные качества вожатого
Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности.
Общие способности - те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.
Специальные способности — те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).
Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора.
Остановимся на них более подробно:
Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):
• практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
• общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
• инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
• настойчивость - умение доводить дело до конца;
• самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
• работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;
• наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
• организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.
Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:
1. Организационное чутьё.
2. Эмоционально-волевая воздейственность.
3. Склонность к организационной деятельности.
В первую группу в свою очередь входят три компоненты:
1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.
Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание.
Вожатый - руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.
2. Практически-психологический ум - способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.
Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами команды, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.
3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена коллектива. При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.
Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:
1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них. И, прежде всего – личный пример.
Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение.
Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей :
I ступень. Расположить к себе:
• контакт;
• внимание;
• симпатия;
• готовность к разговору.
II ступень. Заинтересованность:
• представить выгодные стороны;
• пробудить и усилить интерес;
• определить взаимную заинтересованность.
III ступень. Убедить:
• логика;
• аргументация;
• обоснование;
• деловитость.
IV ступень. Воздействовать:
• активность;
• искусство убеждения;
• мотивирование.
V ступень. Завоевать:
• достоверность;
• непоколебимость;
• доверительные отношения (как высшее достижение).
Теперь рассмотрим вторую составляющую группы эмоционально-волевой воздейственности:
2) Требовательность — характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.
Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования - он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях.
Требования должны быть выполнимыми и разумными.
3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.
При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.
В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:
- самостоятельное включение в деятельность;
- быстрое вхождение в роль организатора;
- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.
Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива — то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства, которые выделяет современный психолог Р.Л. Кричевский.
К ним, прежде всего, относятся:
• доминантность;
• уверенность в себе;
• эмоциональная уравновешенность;
• стрессо-устойчивость;
• креативность;
• стремление к достижению цели:
• предприимчивость;
• ответственность;
• надёжность в выполнении заданий;
• независимость и общительность.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Под доминантностью понимается стремление руководителя влиять на своих подчинённых, преобладать над ними, над их мнением (до определенного уровня, иначе формируется авторитарный стиль руководства).
При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно. Для реализации этого качества мало одной лишь опоры на официальную, формально закрепленную власть. Наряду с этим, влияние руководителя - вожатого также должно опираться на систему неформально организованных психологических связей, сложившихся у него непосредственно с каждым ребенком, с активом и детским школьным коллективом в целом.
Только в этом случае он может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны своих подопечных и результативное взаимодействие с ними.
Уверенность в себе. Имеет для вожатого двоякое значение: с одной стороны, она обеспечивает психологический комфорт детей, так как в соответствии с описанным ранее механизмом заражения, неуверенное поведение вожатого передается детям и вызывает в них чувство дискомфорта и нестабильности, а с другой - необходима для его успешного, паритетного взаимодействия с руководством и со своими коллегами.
Однако эта «медаль» может иметь и обратную сторону. Быть «уверенным в себе» не означает быть излишне самоуверенным. При таком подходе вожатый может совершить немало грубых и не всегда поправимых ошибок. Во всём, в том числе и при определении собственной самооценки и своих возможностей, необходим здравый смысл и чувство меры.
Креативность. Рассматривается как способность к творческому решению задач. Для вожатого особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Творчески - значит больше включать в действие фантазию и воображение, ориентироваться на интересы, умело «ломать» стереотипы, уходить от шаблонов, поступать в каждой ситуации с учётом её новизны и индивидуальности. Для творческого, ориентированного на получение высоких результатов, подхода к деятельности важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется. Здесь, видимо, полезно и уместно, вспомнить о том, что знаменитый древнеримский оратор Цицерон для описания какого-либо события или ситуации, требующих решения, предложил схему в виде следующей последовательности вопросов:
Кто? ——-Что?——Чем? —— Почему, зачем? —— Как? —-- Когда? —— Где?
(субъект) (цель) (средство) (мотив) (способы) (время) (место)
Препятствует успешному творческому процессу приверженность к использованию привычных, традиционных способов, стереотипность, страх, боязнь ошибки, и, конечно же, физическая, интеллектуальная, эмоциональная напряженность и усталость.
Барна Ирина.Учитель Новокаховской соош №8.

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://интернет-ресурсы
Категорія: Корисні поради | Додав: Irina (17.06.2014) | Автор: Барна Ирина Станиславовна E
Переглядів: 3411 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]