Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Технології навчання


Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной, причем овладение ею начинается с раннего детства.
Биология является одним из тех учебных предметов, который дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией: преподавание биологии связано с использованием большого объема разнообразной информации, что делает применение компьютерной техники особенно эффективным.
В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей», происходит переориентация на личностно ориентированный подход. То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать. Все это требует внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
По моему мнению, наиболее эффективным средством развития компетентностей является использование в учебном процессе метода проектов. Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и предусматривают использование ИКТ.
Опытом применения проектной технологи при изучении предметов естественнонаучного цикла на уроках и во внеурочной работе я делилась в статье «Компетентностный подход к формированию личности средствами проектных технологий».
Глубокий анализ и поиск информации о возможностях проектного метода привели меня впоследствии к методике веб-квеста, которая является одним из вариантов технологии проектирования, и которую я считаю одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций (статья «Применение ИКТ в процессе обучения биологии и экологии. Web-квесты).
Но вот методика «Web-Quest» изучена, да и практическая сторона работы над методом веб-квестов теперь уже не вызывает затруднений ни у меня, ни у моих студентов. Пора осваивать новые горизонты. Продолжая поиск способов повышения мотивации и возможностей применения ИКТ в своей работе я заинтересовалась созданием проектным методом виртуальных экскурсий.
Именно о виртуальных экскурсиях как об одном из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе в данной статье и пойдет речь.
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у молодежи формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
В Криворожском горно-электромеханическом техникуме проведение экскурсий стало традицией. Экскурсионная работа в нашем учебном заведении носит системный, плановый характер, имеет тесную связь с учебными программами по предметам. Неполный перечень экскурсий, проведенных только автором, как преподавателем биологии, экологии и классным руководителем за последние учебные годы – яркое тому свидетельство:
• в биосферный заповедник "Аскания-Нова" им. Ф.Фальц-Фейна (Херсонская обл.)
• в Уманский дендрологический парк "Софиевка" Черкасской области
• в дендропарк «Веселые Боковеньки» им. М.Л. Давыдова (Кировоградская обл.)
• в Криворожский ботанический сад (ежегодно)
• в ландшафтный заказник Криворожья "Балка Северная Красная"
• дендропарк «Дубовая балка»
• в минералогический музей КНУ,
• Криворожский генетический центр,
• Центр планирования семьи г. Кривого Рога и т.п..

Вместе с тем, не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. Да и сложно в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную тему, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости студентов и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Выезд же на любую экскурсию за пределы города ещё и требует значительных материальных ресурсов. Однако уровень достатка многих родителей не всегда позволяет выделить необходимую сумму. И что делать, если человек всю жизнь мечтал посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне, восхититься красотами Карпат или подводного мира Карибского моря, или своими глазами увидеть динозавров?
Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность.
Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую популярность?
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая собственной квартиры.
Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Благодаря высокой степени наглядности и эффекту присутствия виртуальные экскурсии вызывают небывалый интерес у пользователей сети Интернет.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты! Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны.
• За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ.
• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы студентов.
• Помогает организовать деятельность студентов по овладению научными знаниями.
• Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
• Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое.
• В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
• Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
• Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету – необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов студентов и задач обучения.
Перед тем, как проводить виртуальную образовательную экскурсию, провожу со студентами вступительную беседу, отмечая цели и задачи путешествия, предлагаю подготовить маршрутные листы, а также направляю внимание студентов на способы навигации по сайту. Во время Интернет-экскурсии студентам можно предложить законспектировать интересные моменты, скопировать нужные материалы в свои папки. Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой мы вместе со студентами обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты. В конце урока студенты получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т.д..
Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем или студентами под его руководством. Такие мультимедийные экскурсии тоже относятся к разряду виртуальных, но для их проведения Интернет не нужен. Достаточно мультимедийного проектора и компьютера в кабинете. Преимущества такой экскурсии в том, что составитель (преподаватель, студент) сам выбирает необходимый материал, составляет маршрут, меняет содержание в соответствии с поставленной целью, а также доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Такие виртуальные экскурсии приобретают особую ценность как продукт деятельности самих студентов.
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экскурсии. Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста – текстовая информация, но HTML позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. Гипертекст удобен для моделирования экскурсии. В общем виде гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами – ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое.
Если создание экскурсии поручено студентам, то работу можно организовать по методу проектов. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.).
По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
• определение темы,
• постановка цели и задач экскурсии,
• составление маршрута экскурсии,
• изучение и отбор экскурсионных объектов,
• изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев,
• консультации у специалистов,
• написание контрольного текста экскурсии,
• комплектование «портфеля экскурсовода»,
• выбор методических приемов проведения экскурсии,
• показ экскурсии.
Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных студентов создаю творческие группы по 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему), с учетом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя – помочь сделать первые шаги.
Сейчас у нас в разработке виртуальная экскурсия для классного часа «Осколки старины» (История моего города, или Каким был город раньше?). Это приглашение к путешествию по нашему родному Криворожью, а точнее по местам, где можно окунуться в прошлое. По местам, которые буквально дышат историей.
Тема выбрана, цели поставлены. Что дальше? Начали сбор информации: ознакомились с материалами, имеющимися в нашей библиотеке, заглянули в Интернет, побеседовали со старожилами. Но как можно организовать экскурсию, не увидев изучаемые объекты собственными глазами? Посетили усадьбу А. Поля, Дубовую балку, парк «Веселые терны». Начали собирать "портфель экскурсовода" – фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки. После того, как предварительная работа над новой темой была закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), составили предварительный план–маршрут, подготовили контрольный текст экскурсии, наметили порядок представления выбранных объектов. Из отобранных материалов (видео файлы, изображения природы, портреты, фотографии) создали визуальный продукт (презентацию Power Point). Следующая задача – каждому экскурсоводу на основе контрольного текста составить индивидуальный текст по своей подтеме. А дальше – добро пожаловать в Кривой Рог!

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует от составителя больших творческих усилий. Но результат того стоит!
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.
А если мы научим студентов не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.


Список использованных источников
1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1979. – 285с.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
3. Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1993. – 224с., ил.
4. Методика проведения комплексных экскурсий в процессе обучения химии: Методические рекомендации / Составители М.М. Александрова, Р.П. Суровцева. — М., 1984.
5. Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.
6. Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. — Петроград, 1922.
7. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.
8. http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия
9. https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?
10. http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы
11. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий
12. http://newreporter.org/2012/04/26/virtualnye-ekskursii-effekt-prisutstviya-na-meste-sobytiya/#sthash.DDjJXlv7.dpuf
13. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6453-2013-02-16-07-57-31
Роль экскурсии в воспитании студентов ссуза

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Технології навчання | Додав: LIMA (28.08.2013) | Автор: Неводник Людмила Александровна E
Переглядів: 6236 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]