Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Технології навчання |
Способы развития памяти при обучении лексическим единицам с учащимися начальных классов на уроках английского языка.
Способы развития памяти при обучении лексическим единицам с учащимися начальных классов на уроках английского языка. 1.Виды памяти. Существует три вида памяти: 1.Зрительная.Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием,т.е те,которые способны в течение длительного времени»видеть»отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет.Предполагает развитую способность к воображению.(художники.конструкторы). 2.Слуховая.Хорошее запоминание и воспроизведение речевых,музыкальных звуков.(музыканты,филологи). 3.Моторная. Словесно-логическая.Человек быстро и точно запоминает смысл событий,логику доказательства,смысл читаемого текста.( научные работники,преподаватели учебных заведений) Эмоциональная память.Память на бывшие переживания.То,что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания,запоминается прочнее и на более длительный срок. По времени сохранения материала выделяют: -кратковременную(память ограничена небольшим периодом времени.Для сохранения информации всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти); -долговременную память(рассчитана на длительный срок хранения информации,функционирование обычно связано с волей,а по-этому требуются волевые усилия.Необходимости во внимании нет.); -оперативная(промежуточный вариант)Рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока,т.е.на то,чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то,что нужно. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное — добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости. Долговременная намять (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Быстрее и прочнее запоминаются и легче и быстрее вызываются из долговременной памяти слова, которые заучиваются: - смысловыми блоками – словосочетаниями или целыми фразами, систематизированными группами, выражающие однотипные отношения. - тематическими группами: дни недели, месяцы, названия родственников, мебель, одежда и т.д. – эти слова следует заучивать группами. - в рифмовках - с помощью стимулов-средств припоминания или "узелков на память". Кроме того, в процессах запоминания и припоминания большую роль играют мотивация, внимание, воля, эмоции и т.д. Психологи советуют: • Четко формулируйте цели и формулируйте для себя их практическую пользу. • Осмысливайте и старайтесь понимать то, что хотите выучить. • Интегрируйте всё новое в уже знакомое, усвоенное и изученное. • Выделяйте в новом материале главное и к нему "прикрепляйте" детали. • Эксплуатируйте все каналы поступления информации и, соответственно, различные виды памяти: новое слово или грамматическую структуру следует прочитать, записать, произнести, срифмовать, снабдить картинкой / образом и т.д. • Правильно организовывайте материал, который нужно запомнить, например, структурируйте его в таблице, схеме или с помощью ключевых слов. • Чередуйте при заучивании материалы различного вида, потому что запоминание массивов похожего материала приводит к их смешению. • Положительные эмоции улучшают работу памяти, а отрицательные ухудшают. Интересное запоминается быстрее и прочнее. • Больше времени и внимания уделяйте средине информации, так как начало и конец запоминаются лучше ("эффект края"). • Несколько повторений подряд не дают такого положительного эффекта, как повторение, распределенное на более длительное время. 2.Способы развития памяти: 1.Развиваем память,тренируя внимание. Запоминаем мы только тогда,когда внимательны.Следовательно,внимание нужно тренировать.Полезны картинки»найдите десять отличий».Мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. 2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Запоминаем вместе с движениями и усилием мышц или сочетание зрительной слуховой памяти и моторной при списывании. 3.Запоминаем по частям. Этот метод заключается в том,что всю информацию раскладывают по полочкам. Текст нужно компоновать в конспект,слова разделять на группы,формулы заучивать вместе с примерами.Следовательно,как уха лучше всего идет после рыбалки,так и строчка заучивается быстрее,если в ней было незнакомое выражение подсмотренное в словаре. 4.Повторение. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим,вам нужно запомнить номер телефона,а возможности записать его у вас нет.В таком случае представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер.Сделайте вид,что номер занят и еще раз попробуйте,вслух проговаривая номер другу.Если все правильно,повторите еще раз. 5.Открывайте для себя новое.Развиваясь в своей профессии изучая новую информацию о наших увлечениях,слушая новости мы вникаем в материал совершенно не задумываясь как его запомнить. 6.Самоорганизация.Часто услышишь фразу»Она не рассеянная,она не организованная».И правда,как наш мозг может запомнить что-то если он просто не понимает что и когда запоминать? 7.Придумайте свой способ развития памяти.Присмотритесь к себе,определите,что вы запоминаете сложнее и и что может помочь лично вам сохранить информацию. Если вы делаете себе маленькие шпаргалки-листочки-помните самое главное-в записях не должен содержаться полный текст.Делайте ассоциативные записи или рисунки.Ваш мозг проанализирует запись,найдет в памяти информацию и запомнит её снова,но уже автоматически. 8.Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. 9.Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической. Упражнения для запоминания текстов различной сложности. 1.Возьмите текст с альбомный лист с несложным повествовательным характером. 2.Прочитайте его несколько раз.На чистом листе напишите суть текста в пяти предложениях. 3.Выберите в каждом из пяти предложений ключевые слова.Напишите их на другом листе бумаги. 4.К каждому слову постарайтесь вспомнить максимальное количество второстепенных слов,употреблявшихся в тексте. 5.На основе второстепенных слов создайте новые ключевые слова и с ними напишите опять же максимальное количество предложений,придерживаясь общего содержания текста.(вы будете запоминать тексты автоматически) Запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих английского слова. А из каких составляющих состоит английское слово? Возьмем, к примеру, wedding ['wedIN] – свадьба 1. wedding – это написание английского слова 2. ['wedIN] – это произношение английского слова 3. свадьба – это перевод английского слова Итак, английское слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2) произношение, 3) перевод.. - С чего вы начинали запоминание? - Конечно, с написания, - скажите вы и вспомните, как много раз записывали на бумаге английское слово. - А что вы делали потом? - Потом произносил много раз вслух, т.е. «зубрил»: «['wedIN] – свадьба, ['wedIN] – свадьба...» Получается следующая последовательность запоминания: написание – произношение – перевод. Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты. Вот почему мы все, выезжая за границу, понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т.е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность: перевод - произношение – написание. Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания. Нужно научиться: правильно готовить материал к запоминанию, т.е. а) сгруппировать английские слова по темам и ситуациям употребления; б) расположить английские слова так, чтобы рядом стоящие слова начинались с разных букв; запоминать английское слово в контексте по принципу одно английское слово – один контекст, содержащий один перевод; запоминать в правильной последовательности, т.е. перевод – произношение – написание, используя определенный метод, составной частью которого является мнемотехника. - МЕТОД «ПОЛИГЛОТ» - (для самостоятельного запоминания английских слов) - Представить перевод слова. - К произношению подобрать созвучное русское слово. - Соединить образ перевода с образом созвучного слова. - «Сфотографировать» иностранное слово. - Написать иностранное слово. - Проверить качество зрительного запоминания. - Записать на карточку для дальнейшего повторения. - Давайте, с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово: борода - beard [bIqd] - 1. «борода» - это перевод - 2. [bIqd] и бИэд – это произношение слова (второй вариант – «русская транскрипция») - 3. beard – это написание английского слова - Представить перевод английского слова. - 1) «Представить перевод английского слова» - значит, представить «бороду». - Одни могут «увидеть в воображении» бороду, висящую в воздухе, другие – лицо дедушки с бородой. - Желательно, первое время, помогать себе вопросами: - - Что мне это слово напоминает? - - На что это слово похоже? - - С чем это слово у меня связано? - 2) А потом формируем «картинку» на основе образа бороды по принципу: «Место. Герой. Ситуация», т.е. задаем себе вопросы: - - Где? - - Кто? Что? - - Какая ситуация? - Важно! При формировании «картинки» поместить перевод английского слова в нужный контекст. - В данном случае слово однозначное и слово «борода» вызывает в воображении лицо дедушки с бородой. Далее формируем «картинку», т.е. вспоминаем знакомого дедушку в знакомом месте (Место. Герой), подключаем, как можно больше очущений и чувств. - Давайте представим знакомого дедушку с бородой, сидящим на лавочке в парке, услышим веселые детские голоса, почувствуем запах цветов, ощутим теплые солнечные лучи... - Обратите внимание, что ситуация, это какое-то взаимодействие героев, а у нас есть только один герой. Оставим пока в покое «недостроенную картинку» и переходим к другому пункту. - К произношению подобрать созвучное русское слово. - Произношение – это [bIqd] - Подберем к произношению созвучное русское слово, т.е. слово, у которого совпадают первые звуки. В данном случае по звучанию подходит слово «БИДон». Обратите внимание, что совпадающую созвучную часть мы выделяем большими буквами. Желательно, чтобы русское созвучное слово обозначало предмет или человека. - Соединить образ перевода с образом созвучного слова. - Образ перевода – это знакомый дедушка с бородой, сидящий на лавочке в парке. - «Соединить образ перевода с образом созвучного русского слова» - значит - - «достроить картинку перевода», включив в нее БИДон, в результате получится «ключ – фраза», соединяющая слова «борода» и «БИДон», например: «Дедушка нечаянно окунул бороду в БИДон с молоком»; - - удерживая в воображении «ключ – фразу» одновременно произносим вслух 2-3 раза: [bIqd] бИэд - «Сфотографировать» английское слово. - Английское слово – это слово «beard». - «Сфотографировать английское слово» - значит, выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6 х 7 см) так, чтобы в «окошке» было только слово «beard». А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2-3 раза. - Написать английское слово. - Написать английское слово, т.е. написать слово «beard» на черновике, никуда не подсматривая. Написали один раз – проверили, затем напишите второй раз, но не подсматривая. Записали второй раз – проверили. И еще один раз запишите и проверьте. Важно, чтобы вы вспоминали по памяти написание слова и никуда не подсматривали! Достаточно записать слово 3-5 раз. - Проверить качество зрительного запоминания. - «Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось. - Например: ....d - ...rd - ..ard - .eard - beard - Если вы правильно записали слово наоборот, то можно вас поздравить, вы запомнили правописание английского слова на 100%! - Записать на карточку для дальнейшего повторения. - С одной стороны карточки запишите перевод слова, т.е. «борода», а с другой стороны запишите английское слово «beard». - Важно сделать два повторения: - - повторение №1: по переводу, т.е. русскому слову вспоминаем английское слово, предварительно перетусовав все карточки, - - повторение №2: по английскому слову вспоминаем русский перевод. - Важно, чтобы вы сначала выполнили 1, 2 и 3 пункты на подготовленном списке слов (50 – 200 английских слов), а потом выполнили 4, 5, 6 пункты с этим же списком слов. - Запомните! Английские слова нужно запоминать не по одному, а списками, сгруппированными по темам! - Как запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций - Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Упражнение 1. Для данного упражнения вам понадобится лист бумаги и ручка.Посмотрите в течение минуты на рисунки,закройте их и постарайтесь по памяти нарисовать их как можно точнее. Упражнение 2. Прочитайте и постарайтесь представить приведенные ниже слова-образы. После прочтения слов вспомните и запишите названия визуализированных картинок. 1.Лев,нападающий на антилопу. 2.Собака,виляющая хвостом. 3.Муха в вашем супе. 4.Молния в темноте. 5.Пятно на вашей любимой одежде. 6.Бриллиант,сверкающий на солнце. Упражнение 3. Постарайтесь запомнить предлагаемые слова вместе с номерами.Закройте и постарайтесь написать сова вместе с номерами. 1.Toy. 2.House. 3.Leg. 4.Black. 5.Pencil. 6.Zebra. Упражнение 4. То же самое можно сделать с цифрами.Постарайтесь запомнить предлагаемые цифры и их порядковый номер.Закройте текст,напишите их на бумаге. 1. 15 2. 8 3. 20 4. 10 5. 2 6. 17 Упражнение 5. Бегло прочитайте ряд слов один раз.Ваша задача запомнить слова в том же порядке. Pen,little,doll,hand,red,cat. Упражнение 6. Попробуйте с одного взгляда прочитать несколько слов,затем фразу,затем несколько фраз. Упражнение 7. Показывают кость домино и просят его назвать число очков не считая сразу.Потом кладут две кости ит.д.То же самое можно провести с картами. Упражнение»Пишем-запоминаем». 1.Возьмите два карандаша(красный и синий).Прочитывая текст,подчеркните красным карандашем ключевые слова,то есть слова,по которым можно воспроизвести предложение. 2.Проверьте,связаны ли логическим переходом эти слова-опоры.Если нет связи выделите дополнительные опоры синим карандашем. 3.Выпишите слова на отдельный лист. 4.Составьте с ними рассказ и воспроизведите слова на другом листке. 5.Сверьте с контрольным листом,исправьте ошибки(усно). 6.Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизведите текст.Вскоре процесс начнет выполняться непроизвольно и уже не нужно проделывать это письменно. Меню для памяти: 1.Цельнозерновые. 2.Орехи. 3.Жирная рыба. 4.Помидоры. 5.Черная смородина. 6.Брокколи 7.Тыквенные семечки. 8.Бананы. 9.Ананасы. 10.Виноград. 11.Яблоки. 12.Сухофрукты. Учитель:Барна Ирина Станиславовна. г.Новая Каховка. Можливо Вам це буде цікаво Джерело: http://С.И.Присталова Как развить суперпамять... | |
Переглядів: 1554 | |
Всього коментарів: 0 | |