Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Технології навчання


Способы развития памяти при обучении лексическим единицам с учащимися начальных классов на уроках английского языка.
Способы развития памяти при обучении лексическим единицам с учащимися начальных классов на уроках английского языка.

1.Виды памяти.
Существует три вида памяти:
1.Зрительная.Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием,т.е те,которые способны в течение длительного времени»видеть»отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет.Предполагает развитую способность к воображению.(художники.конструкторы).
2.Слуховая.Хорошее запоминание и воспроизведение речевых,музыкальных звуков.(музыканты,филологи).
3.Моторная.
Словесно-логическая.Человек быстро и точно запоминает смысл событий,логику доказательства,смысл читаемого текста.( научные работники,преподаватели учебных заведений)
Эмоциональная память.Память на бывшие переживания.То,что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания,запоминается прочнее и на более длительный срок.
По времени сохранения материала выделяют:
-кратковременную(память ограничена небольшим периодом времени.Для сохранения информации всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти);
-долговременную память(рассчитана на длительный срок хранения информации,функционирование обычно связано с волей,а по-этому требуются волевые усилия.Необходимости во внимании нет.);
-оперативная(промежуточный вариант)Рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока,т.е.на то,чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то,что нужно.
Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.
Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное — добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.
Долговременная намять (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.
Быстрее и прочнее запоминаются и легче и быстрее вызываются из долговременной памяти слова, которые заучиваются:
- смысловыми блоками – словосочетаниями или целыми фразами, систематизированными группами, выражающие однотипные отношения.
- тематическими группами: дни недели, месяцы, названия родственников, мебель, одежда и т.д. – эти слова следует заучивать группами.
- в рифмовках
- с помощью стимулов-средств припоминания или "узелков на память".
Кроме того, в процессах запоминания и припоминания большую роль играют мотивация, внимание, воля, эмоции и т.д.
Психологи советуют:
• Четко формулируйте цели и формулируйте для себя их практическую пользу.
• Осмысливайте и старайтесь понимать то, что хотите выучить.
• Интегрируйте всё новое в уже знакомое, усвоенное и изученное.
• Выделяйте в новом материале главное и к нему "прикрепляйте" детали.
• Эксплуатируйте все каналы поступления информации и, соответственно, различные виды памяти: новое слово или грамматическую структуру следует прочитать, записать, произнести, срифмовать, снабдить картинкой / образом и т.д.
• Правильно организовывайте материал, который нужно запомнить, например, структурируйте его в таблице, схеме или с помощью ключевых слов.
• Чередуйте при заучивании материалы различного вида, потому что запоминание массивов похожего материала приводит к их смешению.
• Положительные эмоции улучшают работу памяти, а отрицательные ухудшают. Интересное запоминается быстрее и прочнее.
• Больше времени и внимания уделяйте средине информации, так как начало и конец запоминаются лучше ("эффект края").
• Несколько повторений подряд не дают такого положительного эффекта, как повторение, распределенное на более длительное время.
2.Способы развития памяти:
1.Развиваем память,тренируя внимание.
Запоминаем мы только тогда,когда внимательны.Следовательно,внимание нужно тренировать.Полезны картинки»найдите десять отличий».Мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях.
2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели.
Запоминаем вместе с движениями и усилием мышц или сочетание зрительной слуховой памяти и моторной при списывании.
3.Запоминаем по частям.
Этот метод заключается в том,что всю информацию раскладывают по полочкам.
Текст нужно компоновать в конспект,слова разделять на группы,формулы заучивать вместе с примерами.Следовательно,как уха лучше всего идет после рыбалки,так и строчка заучивается быстрее,если в ней было незнакомое выражение подсмотренное в словаре.
4.Повторение.
Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой.
Предположим,вам нужно запомнить номер телефона,а возможности записать его у вас нет.В таком случае представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер.Сделайте вид,что номер занят и еще раз попробуйте,вслух проговаривая номер другу.Если все правильно,повторите еще раз.
5.Открывайте для себя новое.Развиваясь в своей профессии изучая новую информацию о наших увлечениях,слушая новости мы вникаем в материал совершенно не задумываясь как его запомнить.
6.Самоорганизация.Часто услышишь фразу»Она не рассеянная,она не организованная».И правда,как наш мозг может запомнить что-то если он просто не понимает что и когда запоминать?
7.Придумайте свой способ развития памяти.Присмотритесь к себе,определите,что вы запоминаете сложнее и и что может помочь лично вам сохранить информацию.
Если вы делаете себе маленькие шпаргалки-листочки-помните самое главное-в записях не должен содержаться полный текст.Делайте ассоциативные записи или рисунки.Ваш мозг проанализирует запись,найдет в памяти информацию и запомнит её снова,но уже автоматически.
8.Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.
9.Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
Упражнения для запоминания текстов различной сложности.
1.Возьмите текст с альбомный лист с несложным повествовательным характером.
2.Прочитайте его несколько раз.На чистом листе напишите суть текста в пяти предложениях.
3.Выберите в каждом из пяти предложений ключевые слова.Напишите их на другом листе бумаги.
4.К каждому слову постарайтесь вспомнить максимальное количество второстепенных слов,употреблявшихся в тексте.
5.На основе второстепенных слов создайте новые ключевые слова и с ними напишите опять же максимальное количество предложений,придерживаясь общего содержания текста.(вы будете запоминать тексты автоматически)
Запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих английского слова. А из каких составляющих состоит английское слово?
Возьмем, к примеру, wedding ['wedIN] – свадьба
1. wedding – это написание английского слова
2. ['wedIN] – это произношение английского слова
3. свадьба – это перевод английского слова
Итак, английское слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2) произношение, 3) перевод..
- С чего вы начинали запоминание?
- Конечно, с написания, - скажите вы и вспомните, как много раз записывали на бумаге английское слово.
- А что вы делали потом?
- Потом произносил много раз вслух, т.е. «зубрил»: «['wedIN] – свадьба, ['wedIN] – свадьба...»
Получается следующая последовательность запоминания:
написание – произношение – перевод.
Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты. Вот почему мы все, выезжая за границу, понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т.е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность:
перевод - произношение – написание.
Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания.
Нужно научиться:
правильно готовить материал к запоминанию, т.е. а) сгруппировать английские слова по темам и ситуациям употребления; б) расположить английские слова так, чтобы рядом стоящие слова начинались с разных букв;
запоминать английское слово в контексте по принципу одно английское слово – один контекст, содержащий один перевод;
запоминать в правильной последовательности, т.е. перевод – произношение – написание, используя определенный метод, составной частью которого является мнемотехника.
- МЕТОД «ПОЛИГЛОТ»
- (для самостоятельного запоминания английских слов)
- Представить перевод слова.
- К произношению подобрать созвучное русское слово.
- Соединить образ перевода с образом созвучного слова.
- «Сфотографировать» иностранное слово.
- Написать иностранное слово.
- Проверить качество зрительного запоминания.
- Записать на карточку для дальнейшего повторения.
- Давайте, с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово: борода - beard [bIqd]
- 1. «борода» - это перевод
- 2. [bIqd] и бИэд – это произношение слова (второй вариант – «русская транскрипция»)
- 3. beard – это написание английского слова
- Представить перевод английского слова.
- 1) «Представить перевод английского слова» - значит, представить «бороду».
- Одни могут «увидеть в воображении» бороду, висящую в воздухе, другие – лицо дедушки с бородой.
- Желательно, первое время, помогать себе вопросами:
- - Что мне это слово напоминает?
- - На что это слово похоже?
- - С чем это слово у меня связано?
- 2) А потом формируем «картинку» на основе образа бороды по принципу: «Место. Герой. Ситуация», т.е. задаем себе вопросы:
- - Где?
- - Кто? Что?
- - Какая ситуация?
- Важно! При формировании «картинки» поместить перевод английского слова в нужный контекст.
- В данном случае слово однозначное и слово «борода» вызывает в воображении лицо дедушки с бородой. Далее формируем «картинку», т.е. вспоминаем знакомого дедушку в знакомом месте (Место. Герой), подключаем, как можно больше очущений и чувств.
- Давайте представим знакомого дедушку с бородой, сидящим на лавочке в парке, услышим веселые детские голоса, почувствуем запах цветов, ощутим теплые солнечные лучи...
- Обратите внимание, что ситуация, это какое-то взаимодействие героев, а у нас есть только один герой. Оставим пока в покое «недостроенную картинку» и переходим к другому пункту.
- К произношению подобрать созвучное русское слово.
- Произношение – это [bIqd]
- Подберем к произношению созвучное русское слово, т.е. слово, у которого совпадают первые звуки. В данном случае по звучанию подходит слово «БИДон». Обратите внимание, что совпадающую созвучную часть мы выделяем большими буквами. Желательно, чтобы русское созвучное слово обозначало предмет или человека.
- Соединить образ перевода с образом созвучного слова.
- Образ перевода – это знакомый дедушка с бородой, сидящий на лавочке в парке.
- «Соединить образ перевода с образом созвучного русского слова» - значит
- - «достроить картинку перевода», включив в нее БИДон, в результате получится «ключ – фраза», соединяющая слова «борода» и «БИДон», например: «Дедушка нечаянно окунул бороду в БИДон с молоком»;
- - удерживая в воображении «ключ – фразу» одновременно произносим вслух 2-3 раза: [bIqd] бИэд
- «Сфотографировать» английское слово.
- Английское слово – это слово «beard».
- «Сфотографировать английское слово» - значит, выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6 х 7 см) так, чтобы в «окошке» было только слово «beard». А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2-3 раза.
- Написать английское слово.
- Написать английское слово, т.е. написать слово «beard» на черновике, никуда не подсматривая. Написали один раз – проверили, затем напишите второй раз, но не подсматривая. Записали второй раз – проверили. И еще один раз запишите и проверьте. Важно, чтобы вы вспоминали по памяти написание слова и никуда не подсматривали! Достаточно записать слово 3-5 раз.
- Проверить качество зрительного запоминания.
- «Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось.
- Например: ....d
- ...rd
- ..ard
- .eard
- beard
- Если вы правильно записали слово наоборот, то можно вас поздравить, вы запомнили правописание английского слова на 100%!
- Записать на карточку для дальнейшего повторения.
- С одной стороны карточки запишите перевод слова, т.е. «борода», а с другой стороны запишите английское слово «beard».
- Важно сделать два повторения:
- - повторение №1: по переводу, т.е. русскому слову вспоминаем английское слово, предварительно перетусовав все карточки,
- - повторение №2: по английскому слову вспоминаем русский перевод.
- Важно, чтобы вы сначала выполнили 1, 2 и 3 пункты на подготовленном списке слов (50 – 200 английских слов), а потом выполнили 4, 5, 6 пункты с этим же списком слов.
- Запомните! Английские слова нужно запоминать не по одному, а списками, сгруппированными по темам!
- Как запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций
- Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.
Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания.
Упражнение 1.
Для данного упражнения вам понадобится лист бумаги и ручка.Посмотрите в течение минуты на рисунки,закройте их и постарайтесь по памяти нарисовать их как можно точнее.

Упражнение 2.
Прочитайте и постарайтесь представить приведенные ниже слова-образы.
После прочтения слов вспомните и запишите названия визуализированных картинок.

1.Лев,нападающий на антилопу.
2.Собака,виляющая хвостом.
3.Муха в вашем супе.
4.Молния в темноте.
5.Пятно на вашей любимой одежде.
6.Бриллиант,сверкающий на солнце.
Упражнение 3.
Постарайтесь запомнить предлагаемые слова вместе с номерами.Закройте и постарайтесь написать сова вместе с номерами.
1.Toy.
2.House.
3.Leg.
4.Black.
5.Pencil.
6.Zebra.
Упражнение 4.
То же самое можно сделать с цифрами.Постарайтесь запомнить предлагаемые цифры и их порядковый номер.Закройте текст,напишите их на бумаге.
1. 15
2. 8
3. 20
4. 10
5. 2
6. 17
Упражнение 5.
Бегло прочитайте ряд слов один раз.Ваша задача запомнить слова в том же порядке.
Pen,little,doll,hand,red,cat.

Упражнение 6.
Попробуйте с одного взгляда прочитать несколько слов,затем фразу,затем несколько фраз.
Упражнение 7.
Показывают кость домино и просят его назвать число очков не считая сразу.Потом кладут две кости ит.д.То же самое можно провести с картами.
Упражнение»Пишем-запоминаем».
1.Возьмите два карандаша(красный и синий).Прочитывая текст,подчеркните красным карандашем ключевые слова,то есть слова,по которым можно воспроизвести предложение.
2.Проверьте,связаны ли логическим переходом эти слова-опоры.Если нет связи выделите дополнительные опоры синим карандашем.
3.Выпишите слова на отдельный лист.
4.Составьте с ними рассказ и воспроизведите слова на другом листке.
5.Сверьте с контрольным листом,исправьте ошибки(усно).
6.Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизведите текст.Вскоре процесс начнет выполняться непроизвольно и уже не нужно проделывать это письменно.
Меню для памяти:
1.Цельнозерновые.
2.Орехи.
3.Жирная рыба.
4.Помидоры.
5.Черная смородина.
6.Брокколи
7.Тыквенные семечки.
8.Бананы.
9.Ананасы.
10.Виноград.
11.Яблоки.
12.Сухофрукты.
Учитель:Барна Ирина Станиславовна.
г.Новая Каховка.

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://С.И.Присталова Как развить суперпамять...
Категорія: Технології навчання | Додав: Irina (15.07.2013) | Автор: Барна Ирина Станиславовна E
Переглядів: 1554 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]