Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Технології навчання


Реализация интегрированного подхода на уроках истории
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
«Курс истории должен быть синтезом социальной,религиозной,культурной и экономической истории…»
М.Стобарт

Интеграция учебных предметов - это не только требование времени, это и творчество, искусство педагога. Интегрированный урок
• стимулирует познавательную самостоятельность, творческую активность и инициативу учеников.
• Дает возможность детям эмоционально переживать исторические события, выразить свое отношение к ним
• Раскрывает простор для самореализации в различных видах деятельности
• Формирует целостное мировоззрение
• Создает условия для позитивной мотивации обучения
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
1. Определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
2. Тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
3. Моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
4. Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
5. Оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
6. Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. Поэтому в перечне предметов, с которыми можно установить межпредметные связи, мы встречаем не только все гуманитарные дисциплины, но и естественно-математические предметы. Всё зависит от проблем и аспектов, которые рассматриваются в конкретном историческом периоде.
Я остановлюсь на видах межпредметной интеграции и типах интегрированных уроков.
***
На уроках обобщения и систематизации знаний возможна организация роботы в группах. Например, на итоговом уроке по теме «Национально-освободительная война украинского народа » группа географов отвечает на вопросы:
- Назовите и покажите на карте места сражений первого года войны.
- Какой город был столицей Гетманщины? Покажите его на карте
- Какие воеводства вошли в состав Гетманщины по Зборовскому договору, Белоцерковскому договору?
- Жители какого города заплатили Хмельницкому выкуп 220 тыс. золотых? Центром какого региона он является?
- В каком городе были подписаны Мартовские статьи?
- Где Б. Хмельницкий потерпел крупное поражение в 1651 году?
- С какими странами Б. Хмельницкий установил дипломатические отношения?
Группа математиков решает исторические задачи:
• Сколько лет было Богдану Хмельницкому, когда его выбрали гетманом, если известно, что он родился в 1595 году?
• Сколько лет прожил Богдан Хмельницкий?
• Через сколько лет от начала войны Хмельницкий заключил договор с Россией?
• Сколько времени просуществовал этот договор, если известно, что в 1656 году было заключено Виленское перемирие?
• В каком веке была Национально-Освободительная война?
• Через сколько лет от начала войны Хмельницкий заключил первый договор с Польшей?
Подобные задания выполняют двойную миссию -позволяют закрепить хронологию и понять логику развития событий, что исключает бездумное зазубривание дат.
Группа социологов отвечает на следующие вопросы:
 Составьте социологический портрет участника Национально-Освободительной войны
 Опишите социальную структуру украинского общества XVІ века
 Сколько казаков погибло во время битвы под Берестечком?
 Какова была численность казацкого реестра по условиям Зборовского и Белоцерковского договоров?
 Какова была численность казацкого реестра по Мартовским статьям?
Группа филологов объясняет значение слов и составляет с ними предложения:
o Гетманщина
o Апелляция
o Протекторат
o Лафет
o Рада
o Бруствер
Участникам филологической группы предлагается так же составить сенкан (синквейн). Приведу примеры детских стихов:
Богдан Хмельницкий
Смелый, талантливый
Побеждает, договаривается, воюет
Видит цель – не видит препятствий
Вождь.

Иван Богун
Надежный, верный
Спасает, организовывает, рискует
Спаситель украинской казацкой армии
Герой.

Группа биографов составляет краткую историческую характеристику Богдана Хмельницкого, Ивана Богуна, Ислам-Гирея, Василия Бутурлина, Михаила Кричевского и высказывает свое отношение к ним.
***
Использование медиакомпонента на уроках истории делает их ярче, эмоциональнее, помогает вдохнуть жизнь в далекие события. На уроках демонстрирую детям отрывки из художественных исторических фильмов, а также фильмов, созданных при помощи компьютерной анимации. В качестве домашнего задания желающим предлагается написание рецензии к примеру, на художественные фильмы «Огнем и Мечем» польского режиссера Ежи Гофмана и «Богдан-Зиновий Хмельницкий» украинского режиссера Николая Мащенко (сравнить насколько реалистично в фильмах изображены исторические события, кому из режиссеров удалось наиболее близко воплотить образ гетмана, характер эпохи).
В старших классах при изучении острых, дискуссионных тем истории Украины предлагаю детям прочитать и обсудить статьи из газет, журналов, интернета, высказать свое мнение. Такой вид работы учит аргументировать свою точку зрения, воспитывает гражданскую позицию, формирует историческое мировоззрение.
***
При изучении нового материала или закреплении я предлагаю детям принять участие в ученических проектах. Проекты предполагают межпредметные связи с литературой, географией и другими предметами, что способствует более полному осмыслению выбранной темы. Метод проектов дает возможность ученикам самостоятельно пройти все этапы исследования избранной темы, формирует навыки поисковой, аналитической, творческой деятельности. И это очень важно, ведь, как показала практика, школьники так рано перестают думать, самостоятельно рассуждать в основном из-за того, что им проще спросить кого-то, кто знает, чем искать ответ самим и думать над ней. При таком способе учебы обеспечивается комфортное психологическое самочувствие тех, кто учит, и тех, кто учится, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Проекты, в которых интегрируются знания из различных областей, создают благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. При использовании метода проекта возникает ситуация, когда для учителя большую ценность представляет не сам результат (хотя и он важен), а отношение ученика к материалу, желание не только выучить его, узнать что-то новое, но и способность реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого. Задание группам дается заранее. Формы презентации проектов – на выбор учащихся (видеоматериалы, слайд-шоу, коллажи, инсценировка, альманах и другие). Например, при изучении темы «Диссидентское движение в Украине» в 11 классе ученикам были предложены следующие темы проектов :
1. Поэты-диссиденты (Биографии и литературное наследие).
2. Самиздат (Содержание журналов, распространение);
3. География диссидентского движения в Украине;
4. Художники-диссиденты;
5. Наши земляки-диссиденты
По теме «Голодомор 1932-33 гг.» предлагались следующие темы проектов:
I. Группа историков (Причины и последствия Голодомора)
II. Группа социологов (социологические исследования голодомора, демографические последствия)
III. Группа журналистов (освещение Голодомора в прессе)
IV. Группа юристов (Нарушение прав человека)
V. Группа географов (плотность населения в различных регионах и прямые потери от голодомора в регионах)
VI. Группа литературоведов (тема Голодомора в художественной литературе)
***
Интеграция может быть и внутрипредметная. Поскольку в школьном курсе изучается отдельно история Украины и Всемирная история, целесообразно на уроках устанавливать синхронность событий. Ученикам предлагается заполнить таблицу
Год Событие истории Украины Событие всемирной истории

Другой вариант этого задания - назови современников.
Например:
Украина Англия Франция Россия
Петр Сагайдачный Елизавета І, Яков Стюарт Кардинал Ришелье Михаил Романов
Такой вид работы формирует у детей целостное мировосприятие, способствует более глубокому осмыслению исторических процессов, формирует историческое мировоззрение.
Приведу пример еще одного вида внутрипредметной интеграции - в 8 классе на отдельных уроках всемирной истории изучаются Германия, Англия, Франция и другие европейские государства в XVІ веке. В конце темы провожу интегрированный обобщающий урок - «Реформация в странах Европы - общее и различия» (ученики составляют сравнительную таблицу). Такое занятие способствует систематизации информации, развитию логического мышления, учит детей графически изображать полученные знания.
***
Уроки истории тесно взаимосвязаны с уроками литературы. Большинство значимых исторических событий и персонажей нашли отражение в отечественной и зарубежной литературе. Использование литературных произведений делает уроки истории эмоциональнее, образнее, помогает проникнуть во внутренний мир реальных людей, творивших историю. Ведь личность, не наученная интегрировать знания в нравственную сферу, не способная эмоционально откликаться на полученную информацию, улавливать моральный аспект в полученных знаниях, не может быть гармоничной. Сложности возникают в том, что зачастую программный материал курсов истории и литературы не совпадает. В 8 классе учитель истории при изучении темы «Иван Грозный» может опираться на знания, полученные детьми ранее при прочтении произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова …» (понятие «опричнина» им уже знакомо). Здесь на стадии вызова применяю технологию критического мышления - прошу учащихся вспомнить, что им уже известно по этой теме, вместе оформляем графу «знаю». Затем по ходу урока ученики заполняют графу «узнал».
Знаю Узнал
Реализация интегрированного подхода в данном случае предполагает знакомство с программой школьного курса литературы и тесное сотрудничество коллег.
Оживить историю, сделать её эмоциональнее, образнее помогает использование на уроках истории отрывков из художественной литературы. Примеров такой интеграции можно привести множество
- по теме «Отечественная война 1812 года» - «Война и Мир» Льва Толстого, «Бородино» М. Лермонтова,
- «Расстрелянное Возрождение» в Украине – произведения М. Кулиша, Г. Косынки, М. Хвылевого, М. Зерова.
- История казацкой Украины в фольклоре: Богдан Хмельницкий («Чи не той то хміль»),
Іван Сирко («Ой як крикнув же та козак Сірко»),
Максим Зализняк («Максим козак Залізняк»),
Устим Кармелюк ( «За Сибіром сонце сходить»).
- Реформы 60-70 годов 19 века - «Воскресение» Л.Толстого
-Революция 1917г.-«Окаянные дни» И.Бунина
-Реформация в Англии - «Мария Стюарт» С.Цвейга ит.д.
***
Развитие речи учащихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. В связи с этим, большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата. Закрепить новую лексику можно при помощи следующих видов работы:работа с учебником (составление плана, конспектирование, использование терминов в тексте, словарь терминов),работа со справочной, хрестоматийной литературой.Облегчить запоминание новых,сложных понятий помогает раздел филологии «Словообразование».После объяснения ученикам значения приставок де-,ре-,анти-,контр- и других, большинство легко запоминает и не путается в толковании слов денационализация, демилитаризация,реэвакуация,репатриация,антифашизм, контрреволюция и подобных.Ученики быстро усваивают значение слов после объяснения принципа их образования путем соединения двух корней («украинофилы», «москвофилы», «хлопоманы»-понятия, которые вводятся в курсе 9 класса) или соединения усеченных слов или усеченных корней — «колхоз», «ревком», «совнарком» и др.

На уроке по теме «Культура Украины второй половины XIX века» межпредметные связи предусматриваются с химией, биологией - достижения выдающихся учених Украины этого времени (И.Мечников, И. Пулюй и др.) помогают ученикам глубже и всесторонне постичь мир и его прошлое. На уроке по теме «Послевоенное восстановление Украины» (11 кл) учащиеся знакомятся с судьбой учёных -генетиков. Мы говорим о значении генетики, в том числе при изучении теории расового превосходства, истории возникновения фашизма. И здесь нам не обойтись без знаний по биологии. Очень интересные сообщения готовили дети о гусенице тутового шелкопряда и производстве шелка на уроках в 6 классе (тема «Культура Древнего Китая»), оказалось, что это единственное насекомое полностью одомашненное человеком.
История и география неразрывно связаны между собой. Где происходили те или иные исторические события, как менялись границы государств, какие территории подлежали разделу по международным договорам, колониальный раздел мира, Великие Географические открытия и т.д.- изучение истории невозможно без географических познаний. На уроках применяю не только работу с картой, контурными картами, положительный результат дает графическое изображение в тетрадях карт-схем. Особенно целесообразен этот вид работы при изучении сложных для запоминания и восприятия тем. Например, детям тяжело дается понимание темы «Разделы Речи Посполитой». Я предлагаю изобразить в тетрадях следующую карту-схему: (метод исторической географии)

При закреплении тем, связанных с территориальными изменениями государств предлагаю детям подобные задания:
Какой цифрой обозначен регион, который вошел в состав УССР в 1945 году? Чтобы ответить на этот вопрос, ученикам необходимо хорошо знать не только историю, но географию Украины. Такого типа задания преследуют и практическую цель - подготовить учащихся к сдаче Внешнего независимого тестирования. Поэтому на уроках истории мы повторяем названия и расположение географических регионов Украины, их центров.

Такое визуальное восприятие, интеграция с географией способствует лучшему усвоению материала, осмысленному запоминанию исторических событий.

На уроках истории нам не обойтись и без математики. С 5 класса дети учатся решать и составлять исторические задачи, работать с лентой времени. В старших классах для более полного осмысления исторических процессов предлагаю работу со статистическими таблицами. Умение анализировать статистические данные, оформлять их в виде графиков, таблиц, диаграмм основаны на математических знаниях. Например: какой вывод относительно развития сельского хозяйства советской Украины в 30-х годах можно сделать, опираясь на информацию, данную в таблице:
Культура Средняя урожайность в 1933-38(ц /га) Средняя урожайность в 1895-1904(ц /га)
Рожь озимая 8 10
Пшеница озимая 9.3 12
Пшеница яровая 5.8 12
Картофель 68.1 85
(Экономическая эффективность созданного колхозного строя была низкой)
В 11 классе при изучении темы «Экономическое развитие Украины первой половины 90-х годов» предлагается детям решить задачу:
«Леонид Кучма о стартовых возможностях промышленности Украины писал: «В 1990-1991 годах на Украину, чье население составляло чуть меньше одного процента населения мира, приходилось: 4% мировой добычи каменного угля, 10% железной руды, 24.5% - марганцевых руд, 8.4% - ртути, 7% - стали, 2.3% - электроэнергии». Какими были стартовые возможности промышленности Украины на момент приобретения Украиной независимости?
Умение работать с диаграммами - анализировать и составлять их способствует развитию логического мышления, познавательной активности учащихся, более полному осмыслению исторических событий. Все чаще в тестовых заданиях Внешнего независимого тестирования по истории встречается подобный вид работы. Без математических знаний о дробях, процентном отношении невозможна работа с диаграммами.
В 11классе в теме «Послевоенное развитие экономики Украины» предлагаю ученикам выбрать нужную диаграмму структуры капиталовложений в народное хозяйство и обосновать свой выбор.
Решение подобных задач помогает не механически зазубривать исторический материал, а осознанно его осмысливать, учит анализировать, делать самостоятельные выводы.
Благодаря интеграции истории с другими предметами в сознании учеников формируется более объективная и целостная картина мира, они могут активно применять свои знания на практике, потому что знания получают свой прикладной характер. Интегрированное обучение на основе истории:
- придает образованию целостность;
- расширяет образовательный кругозор, уровень компетентности учеников;
- формирует исторический взгляд на учебные и научные проблемы;
- раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии;
- способствует формированию исторического мышления;
- придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знания (искусство, философия, история научных открытий и т.д.);
- способствует повышению мотивации изучения истории: пониманию нужности, социальной значимости исторических знаний, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора;
- конкретизирует историческое знание за счет включение в содержание интегрированного курса реальных личностей той или иной эпохи.


«Чайная церемония в Китае» (презентация проектов в 6 классе по теме культура «Древней Индии и Китая»)

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Технології навчання | Додав: Helen (01.03.2012) | Автор: Шкуренко Олена E
Переглядів: 3684 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]