Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Технології навчання


Развитие фонетического слуха и правильной артикуляции у учащихся начальных классов.
Методика преподавания английского языка.
Развитие фонетического слуха и правильной артикуляции
у учащихся начальных классов.

Фонетическая игра.
« Сказка о язычке. «
У язычка есть хозяин. Каждый из вас имеет свой язычок.Надо сделать его послушным.Он должен делать то,что прикажет его хозяин.
Язычок живет в удобном теплом доме-во рту своего хозяина.В доме есть две стены,потолок и коридор.Язычок любит тепло,по-этому в доме у него две двери: наружная-губы,и внутренняя-зубы.Язычок спит на полу-там ему удобнее.А у кончика языка есть любимое место-на потолке-на возвышении,сразу за верхними зубами.Он любит играть в разные звуки[ d ],[z ],
[ n ],[ p ].Вот так язычок живет-поживает,наружу не выходит,боится простудиться.
Однажды ночью разыгралась непогода,подул сильный ветер[ u:],зашумели деревья и полил дождь.Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи.Сначала он услышал,как ухает сова на дереве[u],как совсем близко пробежал,отфыркиваясь,ежик[f],[v].Какая-то неизвестная птица все время повторяла[a].Где-то вдали замычала корова[m],зарычала собака[r],сердито переговариваясь,торопились в укрытие два жука[z].Язычок спал и тихо дышал[h],и во сне слышал,как стучит дождь по крыше[p].
А на утро от бури не осталось и следа.Выглянуло солнышко,запели птички,зажужжали мухи[ð].Язычок проснулся,потянулся,как кошка[ŋ]и ему захотелось пойти погулять.Он приоткрыл наружную дверь и сначала высунул только кончик,а потом,осмелев,выскочил из дома и побежал к пруду.Язычок развеселился и начал кидать в пруд камешки [b],а потом решил искупаться.Вода была очень холодная,но язычок обо всем забыл и просидел в пруду долго-долго,пока не замерз[θ].Он вернулся в свой домик,кончик его прыгнул на любимое место на потолке,но и там он продолжал слегка дрожать.В спешке язычок забыл закрыть наружную дверь и она захлопала[w].Язычок ее быстро закрыл и лег в постель под одеяло.Не удалось язычку уберечься от простуды.У него разболелось горло,начался кашель[k],поднялась температура,и он несколько раз чихнул[t].Язычок лежал и до прихода врача тихо стонал[a:].Наконец пришел врач,покачал головой,удивился,когда узнал про купание[o:],и велел язычку сказать [а:],но у язычка получилось что-то совсем другое:странное[e],потом[i]и наконец[i:].Врач остался недоволен и тогда язычок очень постарался, но у него получилось только[o:].Пришлось врачу дать язычку горькое лекарство[ǽ].Язычок проглотил невкусную таблетку и сказал[e].Вскоре он уснул и ему приснился чудесный сон.К нему в гости пришли 8 маленьких гномов.Они хотели познакомиться с язычком и поиграть с ним.Старший гном,приложив палец к губам сказал:»[ζ],он спит,не будем ему мешать».А самый маленький гном сказал:»Мы же ему снимся,значит,мы ему не мешаем.»И тогда каждый гном подошел к язычку,вежливо поздоровался и сказал как его зовут.Так они познакомились и подружились-язычок и 8 гномов[ei,ai,oi,əu,au,uə,iə,εə].Потом они весело играли и на прощание язычок попросил гномов почаще приходить к нему в гости во сне.

[iə]
Прошу детей нащупать кончиком языка нижние зубы и несколько раз повторить звук вслед за мной.Чтобы избежать ошибки типа [ia] следует ослабить второй елемент дифтонга.Зовем гнома.
[v]
Звук [v] сильнее соответствующего русского согласного.Упражнение «ежик» [f],[v].При произнесении звуков [f] и [v] верхние зубы касались внутренней стороны нижних зубов.
[uə]
При произнесении первого элемента губы лишь слегка округлены в отличие от русского [у].Второй элемент дифтонга нельзя заменять русским [э].
[tĵ]
Кончик языка касается альвеол,а средняя часть языка поднимается к твердому небу.Английское [tĵ] по сравнению с русским[ч] звучит тверже.Прошу детей произнести на английский манер фразы »Чай с лимончиком», «Без чаю я скучаю».
[ŋ]
Кончик языка лежит у нижних зубов.Затем,не отрывая кончик,язык поднимается и выгибается вперед.Прошу детей вспомнить,как язычок выгнул спинку,как кошка.Играю в игру «Колокольчики» на слове dingdong.Делю их на две команды.Одна-ding-высоким голосом, другая-dong-низким.
[θ]
Прошу детей поместить кончик языка за верхними зубами.Выполняем упражнение «Насос».Пусть дети представляют,что накачивают велосипедное колесо,сопровождая произнесение звука [θ] движением ноги.Звук проходит через щели между верхними резцами.
[e]
Прошу детей растянуть губы,как при улыбке,сказать русское «репка»,»дети».В этих словах звук [э] похож на английский[e].Он короткий,а не протяжной.По сравнению с [э] [e] более закрытый,по-этому не надо широко раскрывать рот.
[ u:]
Поясняю,что англичане не вытягивают губы вперед,когда произносят этот звук,а лишь немного раздвигают,а затем сдвигают их.Звук[ u:]протяжный ,в то же время он более задний по сравнению с коротким звуком [u] и артикуляция его неоднородна.Прошу вспомнить,как завывал ветер[ u:] ,[ u:], [ u:].
[ǽ]
Прошу детей широко раскрыть рот,быстро опустив нижнюю челюсть.Предлагаю несколько раз беззвучно опустить челюсть и подготовиться к произнесению звука,а также вспомнить,что сказал язычок,когда врач дал ему горькое лекарство[ǽ].
[ζ]
Прошу детей вслед за мной произнести звук.Он произносится мягче,чем русский звук[ ш].Приложив палец к губам,дети произносят английский звук[ζ] так,чтобы не разбудить мишку:[ζ]Тихо!
[a:]
Напоминаю эпизод из сказки.Звук долгий и произносится как бы в глубине рта.Покажите врачу горло.
[au]
Прошу детей широко раскрыть рот,раздвинуть губы и немного обнажить зубы.Слежу,чтобы дети не выпячивали при произнесении второго элемента дифтонга [u].
[ə:]
Для того,чтобы дети правильно произнесли звук[ə:] прошу их раскрыть рот так,чтобы были видны нижние и верхние зубы.Между зубами должна быть небольшая щель.Предлагаю детям приоткрыть внутреннюю дверь домика язычка.Напоминаю им,как стонал язычок,когда заболел[ə:] ,[ə:] ,[ə:].Следует добиться нейтрального положения губ,рот не должен быть широко раскрыт.Вас как бы клонит ко сну,отвисла челюсть[ə:]
[i:]
Губы слегка растянуты,язык находится в передней части полости рта,кончик языка касается нижних зубов.Звук надо протянуть.Несколько раз произношу сама,а затем с детьми хором слежу за правильной долготой звука.
[u]
Обращаю внимание детей на отличие английского звука от русского[у].При произнесении русского звука губы вытянуты вперед,а при произнесении английского-губы слегка растянуты и плоские,как при русском[ы].Не вытягиваю губы вперед,прошу детей вспомнить,как ухала сова на дереве[u],[u], [u].Звук короткий.
[ju]
Звук [j]не должен быть сильным,как русский[й].Проговариваем фразу
»Юра и Юля на юге»
[r]
Несколько раз сама произношу этот звук и обращаю внимание детей на различия в произнесении русского звука[р] и английского[r].Кончик языка поднят к заднему скату альвеол,но не вибрирует,как при произношении русского [р].Прошу детей коснуться кончиком языка заднего ската альвеол,чуть-чуть отодвинуть кончик языка от бугорочков в сторону твердого неба и показать,как рычит собака [r], [r], [r].
[α]
Слежу,чтобы при произнесении данного звука рот был полуоткрыт,а губы оставались нейтральными.Чтобы дети поняли разницу между русским звуком [a] и английским звуком [a] произношу несколько русских слов:Таня,бабушка,папа на английский манер,несколько оттянув язык назад,чтобы ударный[a]получился кратким и превратился в английский [a].
[o]
Прошу детей широко раскрыть рот,как для русского [a] и не меняя положения,сказать[o].Звук находится как буд-то где-то в глубине рта.Напоминаю,как язычок сказал врачу [o].
[o:]
Объясняю,что звук[o:]протяжный,произносится как бы в глубине рта.Его артикуляция не плоская,как у [o],а округленная.Звук[o:]менее открытый,губы более округленные.
[p]
Обращаю внимание на то,что звук[p]произносится с придыханием »пыхтит».Раздаю детям небольшие листочки бумаги,предложив поднести их ко рту.Произносят звук [p]дети сначала сомкнув губы,а затем быстро их разомкнув [p],[p].Листок должен отклониться.Предлагаю детям представить себе праздничный торт со свечами.Предлагаю им погасить свечи на букве[p].Вспоминаем,как падали капли дождя в сказке.
[d]
Прошу детей поместить кончик языка на потолок домика и несколько раз произнести этот звук[d],[d],[d].
[f]
Вспоминаем вместе с детьми,как фыркал ежик в сказке.
[εə]
Прошу детей немного растянуть губы,как при улыбке,а затем быстро закрыть рот.Слежу за тем,чтобы второй элемент дифтонга не получился очень сильным.Позовем гномика [εə].
[g]
Играем в гусей:захлопать «крыльями» и произнести[g],[g],[g].
[ð]
Кончик язика-за зубами,язичок как бы выглядывает в дверь(щель между зубами).Зубы обнажены.Играю с детьми в жужжащих мух[ð], [ð], [ð].Кончик языка только собирается выскользнуть в дверь,но этого не происходит и звук проходит через щели между резцами.
[k]
Напоминаю,как кашлял язычок[k], [k], [k].Этот звук энергичнее русского и произносится с придыханием[k-h].
[t]
Выполняем упражнение»В замке у злого волшебника.Прошу их представить,что они крадутся по коридорам замка,стараясь не разбудить волшебника.
[s]
Упражнение»Воздушные шарики».Предлагаю детям представить себя воздушными шариками из которых выходит воздух[s],[s],[s].

Учитель английского языка Барна И.С.
г.Новая Каховка.

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://Английский язык.Москалева А.С.г.Ялта
Категорія: Технології навчання | Додав: Irina (25.07.2012) | Автор: Барна Ирина Станиславовна E
Переглядів: 9858 | Коментарі: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]