Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Продуктивний урок


Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Цель:
углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия; продолжить отработку навыка постановки знаков препинания в предложениях этой конструкции;
развивать навыки построения и управления в речи сложноподчиненными предложениями с придаточными условия;
воспитывать культуру речи учащихся и поддерживать интерес к русскому языку
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник (Русский язык 9 класс Н.А. Пашковская, Киев «Освіта», - 2009. с. 113), индивидуальные карточки, задания для групп.

Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
1. Какой раздел науки русского языка изучаем?
2. Что изучает синтаксис?
3. Какой вид придаточных обстоятельственных сложноподчиненных изучали на прошлом уроке? (придаточные уступительные)
- Проверка домашнего задания (сочинение «Почему необходимо много и внимательно читать», упражнения с придаточными уступительными)
Индивидуальная работа у доски.
Расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, начертить схему.
Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.
Организовывается «Экспертная группа», которая комментирует ответ учащегося, его работу у доски. Оценивание.
Работа группы №1.
Задание. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточных предложений, аргументировать свой ответ. Объясните орфограммы.
Ч…ловек идет все выше как бы ни была тр…па крута. (М. Лисянский). Какие бы пути куда бы ни вели но в целом мире не найти р…дней з…мли (В. Инбер).
«Экспертная группа» комментирует ответы группы №1. Оценивание.
- Класс работал вместе с уч-ся, который делал синтаксический разбор у доски индивидуально.
Выводы.
Все предложения – это СПП с придаточными уступительными; союзы придаточных уступительных: хотя; несмотря на то, что; пусть, пускай.
ІІІ. Объявление темы и цели урока.
ІV. Мотивация учебной деятельности.
Все в этом мире идет и развивается по спирали. И русский язык тоже: учим тему в 6 классе «Условное наклонение» (ушел бы, съел бы), а сегодня мы изучаем придаточные условия в сложноподчиненном предложении – это развитие темы на более высоком уровне. Оно нам нужно будет при написании сочинений, изложений с придаточными условия.
Проблемное задание
- На этапе закрепления знаний определите вид придаточного, составьте схему.
И ежели писал немножко вольно, то слишком уж за то наказан больно (И. Крылов).
V. Робота над темой урока.
1.) Анализ предложений под руководством учителя.
Задание
1. Записать предложения, расставляя знаки препинания.
Пурга не страшна, если человек не будет ее бояться (Т. Семушкин). Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).
Словарная работа. Что значит «на лад»? (хорошо не пойдет).
2. Определите границы главного и придаточного предложений в каждом сложноподчиненном.
3. Задать вопрос от главных предложений к придаточным. Сделать вывод о виде придаточных предложений.
4. Выписать союзы, которые присоединяют придаточные условные к главному предложению.
2.) Работа с учебником (союзы и союзные слова учащиеся записывают в тетради)
Значение придаточной части Роль в предложении Вопросы Союзы Союзные слова Указательные слова
Условия Указывает, при каком условии возможно то, о чем говорится в главной части При каком условии? Если, когда (в значении союза если), кабы, ежели, коли (коль), как скоро и др. - -
3.) А как на украинском языке звучит «придаточное условное».
VІ. Закрепление.
Учитель определяет две рабочие группы и одну «Творческую лабораторию».
Работа группы №2
Задание. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными условными.
- Дополнить главные предложения придаточными условными. Расставить знаки препинания. (для учащихся с средним и достаточным уровнем успеваемости)
Приятно отдохнуть за городом …
Мы завтра … поедем за город.
… купите мне несколько пленок для фотоаппарата.
Работа группы №3
Задание. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными условными.
- Дополнить главные предложения придаточными условными. Расставить знаки препинания.
Если идти ночью по незнакомой дороге …
… если не будешь занят.
Если хочешь быть здоровым …
«Авторская лаборатория» (для детей с высоким уровнем успеваемости)
Задание. Записать 4-5 сложноподчиненных предложений, где будут сложноподчиненные с придаточными условными. Составить схемы ко всем предложениям (Предложения должны описывать репродукцию картины художника А. Саврасова «Грачи прилетели»).

Учитель работает с классом
Задание. Переведите предложение на украинский язык, составьте схему, сравните с русским языком. Укажите вид придаточного.
- Если решили писать, внимательнийше, неутомимо, упрямо изучайте язык. (М. Горький)
Вывод. И в русском и в украинском языках схемы одинаковы и вопросы с союзами те же.
Упражнение 247 (составить схемы только к СПП с придаточными условия)
- Спишите сложноподчиненные предложения в такой последовательности: сначала с уступительной придаточной частью, затем – с придаточной частью условия. Расставьте знаки препинания.
1. Если бы не слышно было издали стенания чайки то все бы казалось он…мевшим (Николай Гоголь).
2. Этот дом назывался постоялым двором хотя возле него никакого двора не было (Антон Чехов).
3. Работа кипела несмотря на то что уже наступила ночь (Иван Гончаров).
4. По обе стороны во…зала если поглядеть с платформы вдаль мелькают в вечерней мгле далекие огоньки (Антон Чехов).
- Составьте три схемы сложноподчиненных предложений с придаточными частями уступительными и условия.
- Объясните написание выделенного слова.
- Проверка учителем и «экспертной группой» работ группы №2 и №3, «авторской лаборатории». Оценивание.
Учитель. – Вернемся к проблемному заданию.
Учащиеся чертят схему, определяют, что это СПП с придаточным условия.
VІІ. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Составить письменный рассказ из 7-8 предложений «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными» (дети 5 минут работают под мелодию Вивальди «Времена Года». Зима). (Приложение №4)
VІІІ. Домашнее задание
Выучить теоретический материал по теме урока.
Для высокого уровня:
описать пейзаж за окном (использовать придаточные условия). 10 предложений
Для достаточного уровня:
6 предложений на любую тему и составить схемы (СПП с придаточными условия)
Для среднего уровня:
Выписать из учебника 3 предложения (СПП с придаточными условия) объяснить знаки препинания, составить схемы.

автор:Ященко Елена Георгиевна.г.Новая Каховка.

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Продуктивний урок | Додав: Irina (27.01.2014) | Автор: Ященко Елена Георгиевна E
Переглядів: 4123 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]