Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Продуктивний урок


"Строение атома. Химическая связь" - 8класс, химия
“ Интегрированный урок по химии в 8 классе
(он может быть итоговым уроком) по теме:

"Строение атома. Химическая связь"

Тема: Строение атома. Изотопы. Понятие о радиоактивном распаде химических элементов и вредном влиянии на живые организмы радиоактивного излучения.

Цель: Обобщить, углубить понятия об электронах, протонах, нейронах; понятий атомного строения в древние времена, эпоху Возрождения; знание атомно-молекулярного учения; роль работ, опытов ученых М.Ломоносова, Г.Резерфорда, Милитена, Марии Кюри в области изучения строения атомов.

Овладеть понятиями: изотопы (стабильные и радиоактивные); радиоактивность, радиоактивное излучение; узнать об их пагубном воздействии на живую природу. Раздвинув рамки учебника, увлечь учащихся в творческом обсуждении вопроса «Атом служит миру». Развить, углубить умение составлять схемы строения атомов; давать характеристики химическим элементам по их месту в периодической системе; научиться решать расчетные задачи. Воспитать у учащихся умение логически мыслить, творчески думать; ответственно относиться к своим поступкам, ценить жизнь и окружающую среду.

Методическая цель: реализация межпредметных связей на уроке. Развитие мышления учеников.

Межпредметные связи: физика (смысл и значение опытов Резерфорда, Милитена; электризация; ядерные реакции; ядерный реактор; ядерное оружие); история (биографические данные Марии и Пьера Кюри; ядерные испытания в августе 1945 года – Япония, апрель 1986 года – авария на Чернобыльской АЭС); биология, валеология (пагубное воздействие - , -, - излучений на живые клетки организмов); философия (взаимосвязь философских категорий: причина – следствие, содержание – форма); отечественная художественная литература (отрывок из пьесы «Марія з полином у кінці століття» В.Яворівського и отрывки из поэмы Ивана Драча «Чорнобильська мадонна»); зарубежная литература (отрывок «На братских могилах…» В.Высоцкого и «Мы в этой жизни …» А.Пугачевой); музыка Шуберта «Аве Мария».

Тип урока: интегрированный (химия – физика), (урок тематической аттестации), 8класс.

Девиз урока: «Ум – это способность использовать силы окружающего мира без разрушений этого мира»
А.Стругацкий

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы:
1. «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
2. «Электронное строение атомов 1-111 периодов», «Ядерные реакции».

Портреты: Г.Резерфорда, М.Кюри, М.Ломоносова, Милетена, Рентгена.

Приборы:
1. Прибор по изучению электризации;
2. Счетчик Гейгера.

ТСО:
1. «Свитязь»
а) диафильмы «История химических элементов. Атом»
б) диапозитивы «Ядерное оружие»
2. Кодоскоп:
а) кодокарточка №1 «Изотопы водорода, кислорода, углерода».
б) кодокарточка №2 «Чернобыль и радиация»
3. Магнитофон:
а) Шуберт «Аве Мария»
б) В.Высоцкий «На братских могилах»
в) А.Пугачева «Мы в этой жизни…»
г) В.Цой «Звезда по имени Солнце».

ХОД УРОКА

Слово учителя химии и физики (знакомят с темой, целями и задачами урока)

Слово ведущему (один из учителей): «…Ум человеческий открыл много диковинного и откроет еще, усиливая тем самым свою власть над ним…» Открытие учеными строения атома стало величайшим событием в истории человечества. Перенесемся в прошлое. Как же все начиналось?

Слово химикам (2-3 ученика):
А) Атомистика древних греков (выступление сопровождается кабрами диафильма «История химии. Атом».
Б) Эпоха Возрождения и развитие понятия «Атом».
В) роль М.Ломоносова и Д.Дальтона в разработке атомно-молекулярного учения.

Слово физикам (2 ученика)
А) Опыты Резерфорда в области изучения строения атома.
Б) Опыт Милитена (открытие электрона).
Задание классу: составить схему строения атомов «А» - №30, «В» - №20,
«С» - №15 (3 мин)

Слово ведущему:
- Изучение строения атома дало возможность объяснить физико-химические процессы, протекающие с веществами; объяснить смысл химических превращений; стало толчком к открытию новых химических элементов, изучению существующих.

Слово химикам: (2 ученика)
А) основные выводы о строении атома (атом нейтрален; количество  = количеству протонов = N элемента; количество n = Ar – N ; заряд равен - N элемента, количество орбит = номеру периода; количество  по
 орбитам = …);
Б) благодаря теории строения атома были открыты важные законы химии, и один из них – Периодический закон (прежняя и современная формулировка закона; когда и кем открыт, значение).
В) открытие новых химических элементов (использование периодической таблицы)
Ученических перечисляет хронологию открытия элементов по годам: 1800…, 1860…, 1869…, 1990…, 2000…

Слово физикам (2 ученика):
А) опыты по электризации (смысл, значение)
Разноуровневые задания классу: дать характеристику элемента по его месту в периодической системе: «А» - №31, «В» - №19, «С» - №12.

Слово ведущему:
- Х1Х – ХХ столетия – это период расцвета ядерной физики, химии. Именно тогда были открыты явления радиации, радиоактивности.
Что же такое радиоактивность, радиоактивное излучение, чем оно вызвано?

Слово физикам (2 ученика):
А) -, - , - излучение (смысл, значение)

Слово химикам:
А) радиоактивность периода полураспада;
Б) изотопы (стабильные и радиоактивные); (использование кодосхем)

Задание №3
Решение дифференцированных задач.
«А» - при взаимодействии 11,5 г одновалентного металла с водой образовалось 0,25 моль газа водорода. Определить металл, дать характеристику по плану.
«В» - при сгорании 2,4 г двухвалентного металла образуется 4г его оксида. Определить металл, составить формулу его высшего оксида, определить его характер, подтвердить уравнениями.
«С» - водородное соединение элемента «А» - Н2О содержит 5,8% водорода. Определить элемент «А», составить схему строения его атома.

Слово ведущему:
- Служение миру – благодарная цель атома.

Слово физикам (2 ученика)
А) ядерные реакции (использование таблиц);
Б) ядерный реактор (таблица), использование его в мирных целях.

Слово химикам:
А) значение радиоактивности изотопов в археологии, биохимии, медицине, сельском хозяйстве.

Задание: составить электронно-графические формулы; определить тип связи:
«А» - NaCO3; Mq3N2; Ca3(PO4)2
«В»- Na2SO4; CaCl2; HI
«С» - FeS; MgO; N2

Слово ведущему:
- Нет ничего страшнее, чем служение разума против человека.

Слово физикам:
А) ядерное оружие (атомно-водородные бомбы) (использование кодосхем);
Б) практическое применение ядерного оружия в штате Невада (США), Япония (г.Хиросима, г.Нагасаки)

Слово химикам:
А) пагубное воздействие на живое -, -, - излучений, радионуклидов І,II, III, IV, VII групп.
Б) обращение юноши-физика к фее химии.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Юноша:
- Добрая, мудрая фея атомной промышленности. Ты стояла у колыбели её рождения. Я оглядываюсь в прошлое и вижу изъеденные, незаживающими язвами тонкие прекрасные руки Марии Кюри. Сколько воистину адского труда! Вот они день за днем, неделя за неделей переливают из колбы в колбу химические растворы, по камешку перебирают тонны руды, чтобы извлечь из неё хотя бы несколько граммов волшебного лучистого радия… Это начало ХХ века.
Девушка: (включается счетчик Гейгера):
- Я закрываю глаза и слышу, неумолимо трещит счетчик Гейгера, лежащий рядом с перчатками. Их носила Мария Кюри, чтобы прикрыть руки, безжалостно «искусанные» радием. Посетители всемирной выставки в Брюсселе в молчании останавливались у стенда, где выставлены эти перчатки. Даже полвека спустя, они источали… нет, не тонкий аромат духов. От них до сих пор исходит зловещее дыхание радия, к которому бесстрашно прикасались руки отважной женщины.
Насколько же несовершенна была в те времена химия. И как далеко она шагнула сегодня.

Слово учителю химии:
- Мы напоминаем об этом только для того, чтобы еще раз восхититься благородством и самоотдачей великой женщины –ученого, всю себя, свое здоровье, положившей на алтарь служения науке.
Сто лет исполнилось со дня рождения Марии Кюри. (учитель напоминает об этом и рассказывает об открытии супругами Кюри двух радиоактивных элементов – радия и полония).
Химия помогла возникнуть современной атомной промышленности.
Атомная промышленность окрепнув, с лихвой возвращает свой долг химии, обогащая её, в свою очередь, новыми методами.

Слово ведущему:
Зачитывая отрывок из романа Владимира Яворивского „Марія з полином у кінці століття”: „... Вогнений стовп завмирає на висоті півтора кілометри, на вершині його утворюється світляна куля, яка начебто засмоктує в себе цей примарний стовбур, у середині якого щось рухається, згортається, але сам він стоїть на нічною землею, як велетенська ялинкова іграшка, блідовішневого, майже кривавого кольору...”
Это – апрель 1986 года. Что же тогда случилось? Звучит песня «Звезда по имени Солнце».

Слово – театральной группе девятиклассников.
1 учащийся: - В памяти украинского народа 26 апреля 1986 года – это день Чернобыльского горя, боли, страданий, болезней, смертей. Забыть это или вычеркнуть из нашей жизни уже невозможно.
2 учащийся: - Ту последнюю мирную ночь на берегах Припяти люди никогда не забудут. Она была самой тихой, темной. Ничто не предвещало беды.
3 учащийся: - Именно в эту ночь отсчет времени стал уже не мирным, а боевым и аварийным. Отсчет шел на минуты и секунды.
4 учащийся: - 1 час 23 минуты 40 секунд, когда природа и люди спали беззаботным сном, ночную темноту разорвало огромное пламя.
5 учащийся: (девушка выходит в черном, с иконой в руках)

И.Драч
«Чернобыльская мадонна»

Зойкнула земля чаїним криком:
- Сину, вбережи і захисти!
Вийшла мати із іконним ликом:
- Йди, синочку. Хто ж, коли не ти?
Спалахнуло небо, впало крижнем:
- Сину, вбережи і захисти!
Вийшла жінка з немовлятком ніжним:
- Йди коханий. Хто ж коли не ти?
І уже не сина, ані мужа,
Лиш розверсті зоряні поля...
Та пліч – о – пліч Біль і Мужність,
Дух і Воля. Небо і Земля.

6 учащийся: - Взрыв на чернобыльской АЭС ярким сиянием осветил добро и зло, разум и глупость, сочувствие и равнодушие, правду и ложь, бескорыстие и жестокость – все человеческие достоинства и пороки, притаившиеся в душах.
7 учащийся: Наш народ впервые встретился с такой грозной силов. Как ядерная энергия, вышедшая из-под контроля (зачитывается из объяснительной записки): «той ночью на смене было 50 человек. Все до одного с честью выполнили свой гражданский и служебный долг. Все они, пребывая в зоне высокой радиации, не покинули своих рабочих мест, рискуя жизнью, сделали все возможное и невозможное…»
8 учащийся: - Уже через несколько секунд первыми к горящему реактору прибыли пожарные во главе с 23-летним начальником капитаном Владимиром Правиком. Он направил свой отряд на крышу машинного зала.
9 учащийся: - Через 5 минут из города Припяти прибыл со своей группой 23-летний лейтенант Виктор Кибенюк. Час и 20 минут находились они в зоне повышенной радиации.
10 учащийся: - Они гасили огонь в центре станции. Раскаленная масса заливала сапоги, обжигала ноги. Тяжело было передвигаться, но бойцы шаг за шагом отвоевывали у огня площадь.
11 учащихся: Кибенюк не помнил, как прибыла помощь, как добрался к лестнице, спустился вниз. Он потерял сознание, его вынесли в безопасное от огня место. Когда на миг пришел в себя, первое, что спросил: «Как там?»…
12 учащийся: - Через 2 недели после аварии красивый юноша, статный, отважный офицер Виктор Кибенюк умер в московской клинике, так и не увидев рожденного уже после трагедии своего первенца.
13 учащийся: - Теперь о Викторе Кибенюке и его товарищах говорят: «Был добрым, честным, смелым, принципиальным, любил семью, друзей, много шутил. Его излюбленной поговоркой было: «Держись ближе к жизни, ребята!»
14 учащийся: - Лейтенанты – мальчишки непокорные. Молодое огненное поколение. Первым тяжело, вы же были первыми. Не для подвигов и свершений вы шагали из огня в полымя. Вы собой заслонили человечество, навсегда оставшись верными. Присяге. Народу. Родине. Маме…
15 учащийся:
Первый удар на себя!
Первый огонь на себя.
Так отважный Данко
Людям сердце отдал.
16 учащийся: - Как тут не вспомнить и не назвать тех, которые, не задумываясь, отдали во имя других жизнь. А она у человека – одна.
Музыка Шуберта «Аве Мария»

17 учащийся: (выходит со свечой в руках, в черном), И.Драч «Чорнобильська мадонна».
- Діти мої, квіти викошені.
Ключ мій журавлиний на рідній землі підстрелений. Мука моя! Скорбота моя довічна.
Под аккомпанемент гитары учащиеся исполняют песню на мотив В.Высоцкого «На братских могилах».
На экране вижу вспыхнувший блок,
Движение дыма и пара.
Опустошенная Припять, дом и изба
Опустошенной сердце собрата.

Здесь раньше звенел детский смех,
Звуки музыки дивной.
Здесь нет ничего, кроме блоков АЭС,
Смотрящих на нас из полыни.
Слово ведущему:
- Вам предлагалось творческое задание: оформить литературно-художественные рекламы «Атом служит миру» (ученики представляют свои работы и защищают их).

Слово учителю химии, учителю физики (подводят итог урока)

Слово ведущему: - 15 декабря была приостановлена работа Чернобыльской АЭС. Что нам принесет новый век? Будем надеяться: только мир и жизнь во имя жизни на планете Земля.
Звучит песня А.Пугачевой «Мы в этой жизни..», с которой она впервые выступила в Чернобыле, и была посвящена годовщине трагедии Чернобыльской АЭС.
Учащиеся слушают стоя, держа в руках зажженные свечи.
Автор: учитель химии, учитель высшей категории, учитель методист
СТЕБЛИНА АЛЬБИНА НИКОЛАЕВНА

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://Авторский урок
Категорія: Продуктивний урок | Додав: Альбіна (20.03.2012) | Автор: Стеблина Альбина Николаевна E
Переглядів: 3963 | Рейтинг: 3.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]