Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас


Урок № 9 Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Дом, в котором

Урок № 9

Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Дом, в котором мы живем»

Цель: сформировать у школьников представление о гласных и согласных звуках, понятии сильной и слабой позиции; дать представление о произношении гласных звуков, в том числе и в заимствованных словах, о произношении согласных звуков; совершенствовать навыки работы со словарём; развивать речь учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся различают сильные позиции для гласных и согласных звуков, соблюдают нормы русского литературного произношения в устной речи, правильно произносят слова с гласными в слабых позициях; верно произносят заимствованные слова, знают написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне и суффиксах, приводят примеры; пополнили словарный запас по изучаемой теме, анализируют художественный текст.

Оборудование: учебник, орфографический словарь

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

 (Слушание 2–3 творческих работ.)

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о сильных и слабых позициях для гласных. Ещё мы узнаем о том, какие качественные изменения происходят со звуками в слабой позиции, касаются ли эти качественные изменения всех гласных звуков или только некоторых из них.

В русском языке есть заимствованные слова. Произношение этих слов имеет особенности.

Сегодня мы также обратим внимание на произношение некоторых согласных звуков, которые звучат по-другому в украинском языке.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   Гласные звуки.

2)   Согласные звуки.

3)   Что такое сильная и слабая позиция?

4)   Произношение гласных звуков в заимствованных словах.

5)   Различия в произношении согласных звуков в украинском и русском языках.


1)   Гласные звуки.

Звуки, при образовании которых воздух из гортани проходит свободно, называют гласными: а, э, и, о, у, ы. Они состоят из голоса.

2)   Согласные звуки.

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Они состоят из одного шума или из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, служащих для их обозначения.

3)   Что такое сильная и слабая позиция?

Звуки в речи произносятся не изолированно. В потоке речи они оказываются рядом друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения.

Позиции, в которых оказывается тот или иной звук бывают сильными (звук чётко слышен) и слабыми (звук произносится нечётко).

Сильной для гласных звуков является ударная позиция. Однако и в безударной позиции не все звуки подвергаются изменениям: ы, у в любой позиции чётко слышны. Остальные гласные звуки подвергаются изменениям в безударной позиции.

Сильной позицией для согласных звуков является местоположение перед гласной и сонорными согласными. Тогда они не меняют своего качества: собака (все согласные чётко выговариваются), срыв (не [з]рыв).

Слабые позиции для согласных:

— конец слова: сев — се[ф];

— перед глухой согласной (происходит оглушение): всё — [ф]сё;

— перед звонким согласным (происходит озвончение): сбит — [з]бит;

— перед мягкими смягчаются твёрдые звуки: гость — го[с’т’].

4)   Произношение гласных звуков в заимствованных словах.

В русском языке есть слова иностранного происхождения. В этих словах буква е обозначает под ударением звук э, который стоит после мягкого или твердого согласного. Единого правила, как произносить предшествующий согласный, нет. Сравните: [т’э]кст, шо[с:э].

Буква е, стоящая в безударной позиции, обозначает звук, близкий к [и]: в[и]стибюль, д[и]мократия.

5)   Различия в произношении согласных звуков в украинском и русском языках.

В русском языке 36 согласных звуков. Большинство из них произносятся так же, как и в украинском языке.

В произношении некоторых звуков есть различия. В русском языке звуки [ж], [ш], [ц] всегда произносятся твёрдо: ц[ы]рк, ш[ы]рина, ж[ы]знь.

Звуки [ч’] и [ш:’] всегда в русском языке произносятся мягко: [ч’]ай, по[ш:’]ада.

В русском языке щ произносится как долгий мягкий — [ш:’].

В русском языке звук [г] произносится очень кратко, со взрывом и участием голоса: [г]ласный, [г]лянец. В украинском языке этот звук произносится иначе, без взрыва: г[h]олова. Исключение составляет группа слов, в которых произносится взрывной [г]: ґ[г]анок.


2.   Беседа с учащимися.

— Объясните, почему я, ю, е, ё — это буквы, а не звуки.

— Гласные в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции. Что это значит?

— Какие гласные произносятся на месте выделенных букв в безударных слогах?

— Какие гласные качественно не меняются, а какие произносятся иначе, чем обозначаются на письме?

— Какую позицию звука можно назвать сильной, а какую слабой?

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Акцентологический практикум.

Поставьте ударение в словах. Как называется позиция звука под ударением? (Слова — на доске.) Подчеркните буквы, обозначающие звуки в слабой позиции. Устно прокомментируйте, происходит ли качественное изменение звуков.

Магазин, крапива, хозяин, картофель, волна, высота, рука, фонетика, кораблик, сентябрь, колонна, берёза.

2.   Фонетический практикум.

1)   Запишите звуковой состав данных слов.

Совет, урок, роман, журнал, города, громко, сестра, молоко.

2)   Подберите и запишите односложные слова с гласными а, о, и, ы, у. Обозначьте в них гласные звуки.

3.   Наблюдения над языковым материалом.

1)   Прочитайте вслух записанные на доске слова, правильно произнося гласные звуки в безударной позиции. Запишите звуковой состав выделенных слов.

Ведро, весна, корова, гроза, пушка, костры.

2)   Прочитайте вслух данные слова. Запишите их в тетрадь. Запомните особенности их произношения.

С мягким согласным перед е: фанера, газета, музей, монета, крем, берет, буфет, кофе, бухгалтер, текст, тема, депутат, академия, одеколон, Одесса, рельс, рейд.

С твёрдым согласным перед е: антенна, ателье, кафе, теннис, термос, партЕр, модель, шоссе, купе, пюре, туннель, протез, фонетика.

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

1)   Выразительно прочитайте стихотворение, записанное на доске. Следите за правильным произношением звука [г].

Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.

(И. Токмакова)

2)   Прочитайте каждую скороговорку четыре раза подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. На дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе. Щётка и чушки, чешуя и щучки.

3)   Укажите в скороговорках слова с буквами и, у, а после шипящих.

4)   Прослушайте отрывок из стихотворения. Какие повторяющиеся звуки передают жужжание жука?

Жук жужжал
В густой осоке,
Вол лежал
На солнцепёке.
Жук жужжал,
Жужжал, жужжал,
Вол лежал,
Лежал, лежал,
А потом спросил:
— Скажите,
Для чего вы так
Жужжите?
…Жук Волу
Ответил с жаром:
— Ясно, я жужжу
Не даром:
Я живу
И не тужу,
Потому что
Я
Жужжу!

(Я. Бжехва
в пер
. Б. Заходера)

5)   Как нужно читать данное стихотворение — громко или тихо? Сколько слов со звуком [ш] в стихотворении? Выпишите те из них, в которых этот звук встречается дважды.

В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
— Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!..
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
— Шеборшатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат —
Дружно шишку шелушат.

(В. Суслов)

6.   Перевод.

Переведите слова с русского языка на украинский. Сравните произношение в двух близкородственных языках.

Букварь, токарь, бондарь, кобзарь, вратарь, слесарь.

7.   Словарный диктант.

Запишите слова, затем, повторите каждое слово вслед за учителем, правильно произнося звук [г].

Галстук, горы, гордый, гулкий, погода, загореть, гудок, гости, голубь, гараж, гнездо; глобус, гранит, благодарность, гвоздь, главный, магнит, громкий, грозный, огни, гном, разгром.

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы к ним. Выполните задания.

Текст 1

Больше больных сегодня не было. Сев за стол, доктор огляделся с довольным видом, потому что больше всего он любил сидеть в одиночестве, в привычной обстановке, за удобным столом перед знакомой чернильницей. Вот только проветрить комнаты, может быть, вздремнуть полчаса и потом усесться плотнее с интересной книжкой, взятой из библиотеки, со спокойным романом или смешными рассказами, где люди хоть и ненастоящие, зато без болячек, припухших миндалин, хронических насморков и ущемлённых грыж. Доктор любил и свою настольную лампу, и разрезательный нож, и молчаливого собеседника — кресло с сомнительными пружинами, и шкап, под ножку которого была подложена для равновесия дощечка. И койку, с которой нужно снять простыню. И картину в рамке: Лев Толстой на пашне.

(М. Осоргин)

Вопросы к тексту

— Почему доктор чувствовал себя хорошо в своей комнатке, несмотря на бедность обстановки?

— Какие книги он любил читать и почему?

— Кого он называет молчаливым собеседником и почему?

— Какие предметы мебели находились в комнате доктора?

— Случайно или нет на стене в комнате доктора висела картина «Лев Толстой на пашне»? Что вы знаете об этом писателе?

Текст 2

Во вторник подъехал к дому в Кривоколенном грузовик, мебельная фура фирмы Бородулина, а за фурой и он сам на хорошей машине. В квартире бывший пациент распоряжался за хозяина, а доктор бродил беспомощно, ворча и вздыхая. Всю мебель из его кабинета вынесли на чердак, всю до последней скамеечки, оставив только его приборы. Внесли письменный стол, большой, красного дерева, два превосходных кожаных кресла, шкап под стиль прочего, шкапчик поменьше, столики с досками, крытыми стеклом, и даже койку надлежащей меры, все прекрасное и дорогое, отчего помутнел потолок, стены и вся комната смутилась, как девушка, наряженная под шикарную даму. То же было и в докторской приёмной, так что он нахмурился и не стал смотреть, и ахала за него старая женщина в платке, его прислуга. Был шум, стук, шарканье ног, скрип чердачной лестницы, перебранка рабочих, командный голос Бородулина, бодрого, здорового и довольного за себя, и за доктора, и за его прислугу, которая не поверила глазам, когда фабрикант сунул ей в руку бумажку. Когда же всё смолкло, моторы загудели и отдалились, в квартире наступила тишина, жуть и неуютность, старуха взялась за метлу и тряпку, доктор сел за новый стол, сунул, не разбирая, в незнакомые ящики знакомые бумаги, и был так грустен и так расстроен, что сам принял какие-то капли с запахом эфира.

В обычный час явились пациенты, и сегодня были они не по-обычному осторожны, отвечали односложно, клали на тарелочку больше, чем доктор привык, может быть, потому, что и он был неприветлив, мрачноват и даже придирчив. В шикарной обстановке нового кабинета он казался себе шарлатаном, фанфароном, выскочкой и замухрышкой. Прописывал преимущественно касторку, на одного больного даже накричал. Все они ему ужасно надоели.

* * *

Когда же комнаты были, по обыкновению, проветрены и наступил час докторского отдыха, ничего из отдыха не получилось. Мебель блестела, на столе стоял бронзовый прибор с ненужными вещами, подсвечниками и увесистым прессом, кресла пахли кожей, не на что было положить локти, и даже лампа была новая, а старая уехала на чердак. Главное — в застольном кресле, в сиденье, не было годами промятой ямки, а спинка ходила.

Посидев с полчаса и ничего не поняв в романе, вчера с удовольствием начатом, доктор Щепкин встал, вышел в спальню, попробовал почитать лёжа в постели, к чему не привык и чего не любил, затем, мрачно побродив по всем трём своим комнатам, тихонько, стараясь не скрипеть ступенями, пробрался на чердак, захватив свечу. Там он возился долго, двигал, переставлял, устраивал, даже стучал молоточком, и не раньше, как час спустя, сошёл вниз за оставленной в кабинете книгой. Он был особенно удовлетворён тем, что на чердаке оказалась керосиновая лампа, а лавочка, в которую он послал прислугу, была недалеко, на углу. Потом он сам заправил лампу, давшую уютный огонёк на старом письменном столе, перед которым было поставлено кресло с удобной выемкой в сиденье и привычной спинкой. Старый шкап стоял справа, хотя несколько ближе, так как места на чердаке было мало. Но его хватило для другого кресла — с сомнительными пружинами, а чернильница так и была принесена вместе со столом, в котором остались и некоторые бумажки.

Роман был обширный, со множеством действующих лиц, но эти лица быстро между собой перезнакомились и улыбались доктору с полным сочувствием. Герой был порядочной тряпкой, и героиня им вертела, как старым разрезательным ножом. Кое-кто из лиц второстепенных уселся на койку, лишённую покрышки, но ещё крепкую. Чердак был тёплым, хотя немного пахло пылью и кошкой. Внизу, у лестницы, стояла старая женщина в платке и прислушивалась. Всё было тихо, доктор иногда откашливался и перелистывал страницу.

(М. Осоргин)

Вопросы и задание  к тексту

— Как пациент доктора воспринимал его обстановку, если прислал в подарок дорогую кожаную мебель?

— Почему, когда вынесли старую дешёвую мебель, «помутнел потолок, стены и вся комната смутилась, как девушка, наряженная под шикарную даму»? Как вы понимаете это выражение?

— Что было главным в интерьере для доктора и для его пациента — Бородулина?

— Почему пациенты доктора после смены обстановки «отвечали односложно, клали на тарелочку больше, чем доктор привык»?

— Почему доктору не удалось отдохнуть и почитать книгу в богато обставленной комнате?

— Почему на чердаке, куда снесли старую мебель, множество действующих лиц «быстро между собой перезнакомились и улыбались доктору с полным сочувствием»?

— Выясните по словарю толкование слов шарлатан, фанфарон.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Сколько в русском языке гласных звуков? букв, обозначающих гласные?

— Как образуются гласные звуки?

— Как образуются согласные звуки?

— Какую позицию гласного звука называют слабой? Почему?

— Что происходит с гласным звуком в слабой позиции? Приведите пример.

— Все ли звуки качественно изменяются в слабой позиции? Какие звуки не изменяются?

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (25.09.2013)
Переглядів: 6654 | Коментарі: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]