Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас


Урок № 8 Ударение. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Что я люблю»

Урок № 8

Ударение. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Что я люблю»

Цель: сформировать у школьников представление об ударных и безударных гласных, развивать умение определять сильные и слабые позиции звуков, формировать орфоэпические навыки учащихся, умение работать со словарём

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, чем логическое ударение отличается от обычного, используют логическое ударение для выделения слов со смысловой нагрузкой в предложении, отличают сильные позиции для звуков от слабых, умеют пользоваться орфоэпическим словарём и словарём ударений; пополнили словарный запас по изучаемой теме.

Оборудование: учебник, орфографический словарь

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Каждый образованный человек отличается не только суммой знаний, но и правильной речью, литературным произношением. Есть такой раздел науки о языке — орфоэпия (от греч. orthos — правильный + epos — речь).

Орфоэпией называют систему правил, определяющих правильное, литературное произношение; соблюдение правил произношения.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   Что такое ударение?

2)   Понятие об ударном слоге, словесном и логическом ударении.

3)   Местоположение ударного звука.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Что такое ударение?

Если крепко прижать ладонь тыльной стороной к подбородку и произнести слова школьник, тетрадь, перемена, то можно заметить, что в каждом слове один слог произносится сильнее, чем другие, и вы ощущаете более сильный удар по ладони.

2)   Понятие об ударном слоге, словесном и логическом ударении.

Слог в слове, произносимый с большей силой, называется ударным. На него падает ударение. Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой гласного и произносится с большей силой.

Если в слове два и более слогов, то один гласный звук — ударный, остальные — безударные. Такое ударение называется словесным. Кроме словесного, есть ещё и логическое ударение, или смысловое, когда выделяется не отдельный слог, а целое слово (иногда несколько слов) фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: повышением и понижением тона голоса говорящему удаётся подчеркнуть значение слова, важного для смысла: Мне от этого стало особенно весело.

3)   Местоположение ударного звука.

Ударение в разных языках может быть фиксированным или нефиксированным. Фиксированное ударение в языках чешском и венгерском (на первом слоге), польском (на предпоследнем), французском и турецком (на последнем слоге).

В русском языке ударение может падать на разные слоги (осень, зима, приключение и т. д.). Однако если в слове есть буква ё, то этот гласный всегда будет стоять под ударением. Знак ударения над ней не ставится: жёлудь, молодёжь.

В русском языке ударение подвижно: слог — слогОв.

Ударение может перемещаться с существительного на предлог, например: вымыл рукивзял на руки.

Если возникают сомнения в правильности ударения, нужно обращаться к словарю.


 IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Орфоэпический практикум.

1)   Расставьте ударения в словах. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю. (Слова записаны на доске.)

Медикаменты, автобус, граждане, портфель, процент, гусеница, доска, алфавит, арбуз, крапива, орфоэпия, свекла, случай, миллиметр, иллюминация, орфографический, баловать, добыча, договор, документ, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, намерение, ненависть, ремень, сантиметр, статуя, украинский, фарфор, хозяева, щавель.

2)   Прочитайте слова, ставя ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Проследите, как изменится значение слова с изменением ударения. Составьте и запишите словосочетания или предложения с двумя-тремя парами слов так, чтобы было ясно, с каким ударением произносится слово.

Образец: зАмок — дворец и крепость в средние века; замОк — приспособление для запирания чего-нибудь ключом.

Полки, орган, мука, хлопок, пропасть, уже, парить.

2.   Работа над совершенствованием диалогической речи.

2.   Работа над совершенствованием диалогической речи.

Произнесите диалог по ролям. Определите по произношению некоторых слов, кто из говорящих в большей степени владеет литературной речью.

— Далёко ли до станции? — спросил приезжий.

— НедалекО,— ответил попутчик.

— Сколько килОметров?

— КиломЕтров пять будет.

— А продовольственный магАзин там есть?

— МагазИн имеется.


3.   Перевод.

Переведите слова с украинского языка на русский. Поставьте ударение.

По-украински

ВербА

дрОва

клейкИй

ненАвисть

рЕмінь

По-русски

 

 

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

 V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к нему.

В одном музее я заметил венецианскую люстру, похожую на цветок, но такой совершенной формы, какой не бывает в природе и какую может создать только человек. А бывает, усталый где-нибудь присядешь на опушке леса и влюбишься в какой-нибудь простейший цветок вроде полевой незабудки, и думаешь, разглядывая его проникновенно, что никакой человек не создавал и не создаст такой живой красоты.

Придёт зима — вернёшься к люстре: в хрустальных лепестках загораются огоньки, и тогда опять думаешь: «Нет такой совершенной формы не существует в природе!».

Но как же незабудка-то летняя?

И, вспомнив её, спрашиваешь: «Где она теперь?» И сам себе отвечаешь: «Глубоко под снегом лежат её истлевшие листочки, и не найдёшь их новой весной, и не заменит её новым летом новый цветок». Напротив, встретив другой, подобный, я загрущу, и отвернусь, и скажу:

— Дайте мне ту мою единственную незабудку, только тогда я и тебе, моя хорошая, тоже обрадуюсь!

Прелесть живого цветка подчёркнута непременной и близкой смертью его. Своей красотой он как бы обращается ко мне словами:

«Возьми меня, человек, я тебе отдаюсь и вверяюсь, возьми и спаси меня от неминуемой смерти».

И вот какой-то человек взял смертный цветок и создал бессмертный из хрусталя.

Пусть он умирает — всё равно он не умирает: даже в обломках его остаётся победное усилие человека на пути к бессмертию.

(М. Пришвин)

Вопросы к тексту

— Почему автору показалась красота венецианской люстры идеальной?

— Чем трогательна живая красота незабудки?

— Для чего человек создаёт шедевры искусства?

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— Какой цветок вы бы увековечили?

 VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

3)   Творческое задание. Поставить ударение в словах мука, атлас сначала на первый слог, потом на второй. Устно объяснить разницу в значении слов. Составить с каждым из слов словосочетания или предложения, чтобы ясно было, с каким ударением произносится слово.

 VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Что называют орфоэпией?

— Как называется гласный звук, произносимый с большей силой?

— Как нужно поступать, если не знаешь, куда поставить ударение в слове?

— Запомнили вы правильное ударение в изучаемых словах? Произнесите их.

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (25.09.2013)
Переглядів: 2875 | Коментарі: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]