Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас |
Урок № 7 Слог. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Что я люблю» Цель: обучить школьников делению слов на слоги, развивать навыки правильного переноса слов; пополнять словарный запас на заданную тему Ожидаемые результаты: учащиеся определяют количество букв, гласных и согласных звуков в слове, делят слова на слоги, выделяя среди них ударные и безударные; правильно ставят ударения, прежде всего в словах, близких по звучанию к украинским (вЕрба — укр. вербА); умеют переносить слова; расширили словарный запас на заданную тему, умеют анализировать художественный текст. Оборудование: учебник, таблица «Основные правила переноса слов», дидактический материал Тип урока: комбинированный. § I. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Беседа с учащимися. — Расскажите по памяти русский алфавит, правильно называя буквы. — Как произошло слово алфавит? — Сколько букв в русском алфавите? — Сколько букв в украинском алфавите? — Какими буквами различаются русский и украинский алфавиты? — На какие группы делятся буквы русского алфавита? — Сколько букв в русском алфавите, обозначающих гласные звуки? Назовите их. — Сколько букв в русском алфавите, обозначающих согласные звуки? Назовите их. — Как различают буквы и звуки? — Найдите и исправьте ошибки в предложениях: Ты уже совсем большой мальчик, а до сих пор не выговариваешь букву Р. Девочки Анна и Янка говорили, что их имена различаются только одним звуком — а и я. 2. Проверка домашнего задания. (Слушание 2–3 творческих заданий.) § II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока Вступительное слово учителя. Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» Или ты звонишь по телефону и, чтобы лучше расслышали твою фамилию, медленно и громко произносишь: «Пу-зы-рев!» В обоих случаях ты разделил слова на слоги. В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово громко и отчётливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделённые паузами. Деление на слоги не совпадает с правилами переноса слов. О делении слов на слоги и правилах переноса слов мы узнаем сегодня. § III. Восприятие и усвоение учебного материала 1. Слово учителя. План лекции учителя 1) Что такое слог? 2) Виды слогов. 2. Ознакомление с таблицей «Основные правила переноса слов».
1. Слово учителя. 1) Что такое слог? Слог — это часть фонетического слова (звук или сочетание звуков), произносимая одним выдыхательным толчком воздуха, характеризуемая усилением звучности. В каждом фонетическом слове есть звуки более звучные (гласные) и менее звучные (согласные). Гласные как звуки наибольшей звучности являются слоговыми, согласные как звуки наименьшей звучности — неслоговыми. В слоге гласные как бы «притягивают» к себе согласные. Слог может состоять из одного звука (в русском языке без гласного слога быть не может) и нескольких звуков (кроме гласного, есть согласный или согласные): а-ви-а-тор, гор-ба-тый, не-стер-пи-мо. Слово может состоять из одного и более слогов: лес, со-юз, на-у-ка. 2) Виды слогов. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Закрытых слогов в русском языке меньше, потому что слог в середине слова оканчивается, как правило, на гласный: по-дпи-сать, де-тво-ра. Принцип восходящей звучности (слог заканчивается самым звучным звуком) есть основной закон организации русского слога. Слогоделение не совпадает с правилами переноса слова. На письме слова переносятся по правилам, размещенным в таблице. 2. Ознакомление с таблицей «Основные правила переноса слов». (Таблица помещена на доске или как раздаточный материал лежит на каждой парте.) Основные правила переноса слов
3. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § IV. Закрепление знаний, умений и навыков 1. Работа с текстом.
1. Работа с текстом. 1) Прочитайте текст. Запишите слова по слогам. Сколько слогов в каждой строке? Из какого произведения взяты эти строчки? Кто его автор? (Ответ: «Сказка о царе Салтане», А. Пушкин) Ветер
по морю гуляет 2) Выразительно прочитайте стихотворения. Выпишите в левый столбик выделенные слова, разделив их на слоги и для переноса. Найдите в текстах слова, которые нельзя перенести, выпишите их в правый столбик. Текст 1 Робко
месяц смотрит в очи, (А. Фет) Текст 2 Облаком волнистым (А. Фет) Текст 3 Румяной
зарёю (А. Пушкин) Текст 4 За
весной, красой природы, (А. Пушкин) 2. Работа с учебником. Выполнение упражнений § V. Работа над развитием и культурой речи
§ V. Работа над развитием и культурой речи Работа с текстом. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к нему. Положив подбородок на край стола, Додя надолго застыл в немом восхищении… Какие красивые тарелки! Какая чудесная чёрная икра… Что за поражающая селёдка, убранная зелёным луком, свёклой, маслинами. Какая красота — эти плотные, слежавшиеся сардинки. А в развалившуюся на большой тарелке неизвестную нежно-розовую рыбу Додя даже ткнул пальцем, спрятав моментально палец в рот с деланно рассеянным видом. («Гм!.. Солёное».) А впереди ещё блины — это таинственное, странное блюдо, ради которого собираются гости, делается столько приготовлений, вызывается столько хлопот. «Посмотрим, посмотрим,— думает Додя, бродя вокруг стола.— Что это там у них за блины такие…» Собираются гости… Сегодня Додя первый раз посажен за стол вместе с большими, и поэтому у него широкое поле для наблюдений. Сбивает с толку поведение гостей. — Анна Петровна,— сёмги! — настойчиво говорит мама. — Ах, что вы, душечка,— ахает Анна Петровна.— Это много! Половину этого куска. Ах, нет, я не съем! «Дура»,— решает Додя. — Спиридон Иваныч! Рюмочку наливки. Сладенькой, а? — Нет, уж я лучше горькой рюмочку выпью. «Дурак!» — удивился про себя Додя. — Семён Афанасьевич! Вы, право, ничего не кушаете!.. «Врёшь,— усмехнулся Додя.— Он ел больше всех. Я видел». — Сардинки? Спасибо, Спиридон Иваныч. Я их не ем. «Сумасшедшая какая-то,— вздыхает Додя.— Хочу, чтоб сардинки были мои…» Марина Кондратьевна, та самая, у которой камни в печени, берёт на кончик ножа микроскопический кусочек икры. «Ишь ты,— думает Додя.— Наверное, боится побольше-то взять: мама так по рукам и хлопнет за это. Или просто задаётся, что камни в печени. Рохля». Подают знаменитые долгожданные блины. Все со зверским выражением лица набрасываются на них. Набрасывается и Додя. Но тотчас же опускает голову в тарелку и, купая локон тёмных волос в жидком масле, горько плачет. — Додик, милый, что ты? Кто тебя обидел?.. — Бли… ны… — Ну? Что блины? Чем они тебе не нравятся? — Такие… круглые… — Господи… Так что же из этого? Обрежу тебе их по краям — будут четырёхугольные… — И со сметаной… — Так можно без сметаны, чудачина ты! — Так они тестяные! — А ты какие бы хотел? Бумажные что ли? — И… не сладкие. — Хочешь я тебе сахаром посыплю? Тихий плач переходит в рыдание. Как они не хотят понять, что Доде блины просто не нравятся, что Додя разочаровался в блинах, как разочаровывается взрослый человек в жизни! И никаким сахаром его не успокоить. Плачет Додя. Боже! Как это всё красиво, чудесно началось — всё, начиная от опары и вкусного блинного чада,— и как всё это пошло, обыденно кончилось: Додю выслали из-за стола. Гости разошлись. Измученный слезами, Додя прикорнул на маленьком диванчике. Отыскав его, мать берёт на руки отяжелевшее от дремоты тельце и ласково шепчет: — Ну ты… блиноед африканский… Наплакался? И тут же, обращаясь к отцу, перебрасывает свои мысли в другую плоскость: — А знаешь, говорят, Антоновский получил от Мразина оскорбление действием. И, подымая отяжелевшие веки, с усилием шепчет обуреваемый приобретательским инстинктом Додя: — Хочу, чтобы мне было оскорбление действием. Тихо мерцает в детской красная лампадка. И ещё слегка пахнет всепроникающим блинным чадом… (По А. Аверченко) Вопросы к тексту — Почему мальчику казались странными предпочтения взрослых за ужином? — Что на самом деле не понравилось Доде в блинах: форма, запах, вкус? — Какое слово из текста не существует в языке? — Как вы понимаете выражения «перебрасывает свои мысли в другую плоскость», «получил оскорбление действием»? — Почему Додя захотел получить «оскорбление действием»? — Что составляет комизм рассказа? § VI. Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал 2) Выполнить упражнения § VIІ. Итог урока Беседа с учащимися. — Как узнать, сколько слогов в слове? — Все ли слова можно переносить? Приведите примеры слов, которые переносить нельзя. — Назовите правила переноса слов, о которых вы узнали сегодня. Подкрепите ответы примерами. Можливо Вам це буде цікаво | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переглядів: 2176 | |
Всього коментарів: 0 | |