Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас


Урок № 6 Алфавит. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Наши дедушки и бабушки»

Урок № 6

Алфавит. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Наши дедушки и бабушки»

Цель: ознакомить учащихся с русским алфавитом, сферой его применения; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся знают русский алфавит и его отличие от украинского, устанавливают соответствие букв и звуков в русском и украинском языках: ы, и, э, я, ю, е, ё — и, і, е, я, ю, є, ї; умеют находить главное в тексте, пересказывать его по ключевым словам.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Распределительный диктант.

Запишите слова в два столбика: в первый столбик те слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а во второй столбик — те, в которых эти буквы обозначают два звука.

Лес, ель, мёд, ёлка, съёмка, льёт, вьюга, клюв, юг, мяч, маяк, скамья, ружьё, заявка, объявит, явка, полярник.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с русским алфавитом. Говорим о том, сколько в нём букв, каким звукам они соответствуют, как знание алфавита помогает человеку в жизни.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   История возникновения алфавита.

2)   Функции алфавита.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

1)   История возникновения алфавита.

В Греции (VIII в. до н. э.) был создан первый алфавит — система расположенных в определённом порядке начертательных знаков (букв), которые используются в том или другом языке для обозначения звуков на письме. На основе греческого алфавита были затем созданы алфавиты латинского, этрусского, готского и славянского (старославянского) языков. В свою очередь от латинского алфавита произошли все алфавиты языков Западной Европы.

2)   Функции алфавита.

Алфавит (азбука) — совокупность букв, расположенных в определённом порядке.

По алфавиту размещаются слова в словарях и справочниках, составляются разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия учреждений, фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке.

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы — ъ и ь,— которые не обозначают звуков:

Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Ёё, Жж, Зз, Ии, Йй, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, ы, ь, Ээ, Юю, Яя.


§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Беседа с учащимися.

— Произнесите алфавит, правильно называя буквы.

— Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их.

— Сколько гласных звуков в русском языке? Перечислите их.

— Сколько букв в украинском алфавите? Какими буквами отличаются русский и украинский алфавиты?

— Какими буквами обозначаются в украинском алфавите звуки [и] и [э]?

2.   Словарная работа.

1)   Слово алфавит происходит от названий первых букв греческого алфавита альфа и бета (или вита). В древнем славянском алфавите первые буквы назывались аз и буки. Какое слово, образованное от этих названий, вы знаете?

— Как, по вашему мнению, образовалось одно из названий алфавита в украинском языке — абетка?

2)   Прочитайте слова. Перепишите располагая их по алфавиту. Запомните написание этих слов.

Вестибюль, коридор, вентилятор, кабинет, директор, диван, канцелярия, корабль, календарь, портрет, пенал, тетрадь, дисциплина, преподаватель, фамилия, литература, жёлудь, жаворонок; аппетит, аппетитный, аппарат, аккуратный, аккуратность, пассажир, бассейн, профессия, терраса, грамматика, искусство, телеграмма, течение, троллейбус.

3.   Редактирование.

Определите, какие ошибки допустил ученик в ответе. Запишите названия букв в исправленном виде.

В слове лист четыре звука: «эль», «и», «эс», «тэ».

В слове «строчка» 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

4.   Тренировочные упражнения.

1)   Составьте алфавитный список учащихся своего ряда. Помните, если фамилии начинаются одинаково, то необходимо учитывать вторые (третьи и т. д.) буквы.

2)   Запишите названия птиц (рыб, цветов) по алфавиту.

5.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, выполните задания.

Бабушка тоже любила всё правдоподобное. Непонятному не было места в её мире. Стихийный реалист, она плакала, когда история не кончалась свадьбой. Но больше всего её огорчала живопись, которую отец вырезал из прогрессивных польских журналов. <…>

Больше всех искусств бабушка ценила вышивку. Она и меня научила вышивать цветы шелковистыми нитками. Они назывались нарядно, как пирожное: мулине. Последняя бабушкина работа лежит у меня на столе. Она изображает природу: на малиновом бутоне соловей с чертами петуха. Эту вещь невозможно применить по назначению, потому что у неё нет назначения. Чистое искусство. Резервуар бесполезного труда.

Бабушка научила меня вышивать — я её читать книжки. Раньше ей это не приходило в голову. Писала она, как слышала, то есть — плохо. Зато читала с наслаждением, иногда до утра. Пока автор не отклонялся от реализма, экзотичность происходящего не смущала.

Бабушкиным любимцем был король чикагской биржи Каупервуд. За его карьерой она следила на протяжении трёх томов, отведённых ему Драйзером. Бабушка называла его Теодором. Она редко утруждала себя фамилиями: Лондон был для нее Джеком, Хемингуэй — Эрнестом. Название предмета ей никогда не мешало — она охотилась за эмоциями. Если бабушка узнавала описанные автором чувства, то слепо верила всему остальному. Исключения составляла явная чушь.

Впервые мы разошлись на «Голове профессора Доуэля». Друг моей юности Шульман хотел поменяться с ним местами, но мне эта живая голова всегда не нравилась и снилась до тех пор, пока я не начал вставлять несчастного профессора во всё, что печатаю. Так я выяснил, что снится мне лишь то, о чём я не пишу. Литература — сон разума, и мне удаётся заполнить страницу только тогда, когда я забываю, что делаю.

Как все нормальные, а тем более ненормальные люди, бабушка ненавидела перемены. Она любила шить, но больше перелицовывать. Прогресс пугал её до столбняка. Бабушка рыдала, когда нам проводили горячую воду. Явление стиральной машины ввело её в ступор. Она дорожила всем, что повторяется, включая болезни. Она любила искусственные цветы и всё, что риф­муется.

В последнюю встречу бабушка отдала мне тетрадь со стихами — своими и списанными. Первые будто из XVIII века:

Пока сердце бьётся сильно,
Ух! Как хочется пожить,
Но когда оно заныло,
Так и хочется тушить.

Чужие стихи она брала где придётся, отдавая предпочтение переводам с украинского:

Героя смел и ясен взор,
Зовут его теперь шахтёр.

По-украински бабушка говорить не умела. Мне кажется, она не знала, что такой язык существует. В её дремучей, как летопись, геополитике Украина включала в себя Россию и предшествовала ей.

(По А. Генису)

Вопросы и задания к тексту

— Какие черты характера были присущи бабушке?

— Какой вид искусства она любила больше всего?

— Чему научил её внук?

— Чему научила она внука?

— Какие из писателей ей нравились больше всех и почему?

— Что искала она в книгах?

— О какой книге мнение бабушки и внука разошлись?

— Что бабушка не любила больше всего?

— Какие стихи писала бабушка?

— Почему она не умела говорить по-украински?

— Перескажите текст, заранее выделив ключевые слова.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

3)   Творческое задание. Записать в алфавитном порядке фамилии любимых писателей, проставить их инициалы, указать названия книг. (Названия книги пишется с большой буквы и берется в кавычки.)

§ VII. Итог урока

Фонетическая игра.

1)   Продолжите предложения по данному началу.

Алфавит — это… В словарях слова расположены по… В алфавитном порядке записываются…

2)   Найдите четвёртую лишнюю букву в каждой строчке.

А   б, в, г, к

Б   э, ъ, ы, і

В   ы, ї, і, є

Г   н, ж, з, t

Ответ: А к, Б і, В ы, Г t.

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (25.09.2013)
Переглядів: 2297 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]