Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас |
Урок № 4 Звуки речи и буквы. Развитие
речи. Культура речи. Цель: дать школьникам понятие о звуках и буквах; сформировать у них представление о таком разделе языка, как графика; рассказать школьникам о роли мягкого знака; познакомить учащихся с ролью букв е, ё, ю, я; развивать культуру речи Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы, знают звуковое значение букв русского алфавита и их отличие от букв украинского языка, классифицируют звуки на гласные и согласные, называют буквы, передающие один, два и ноль звуков; описывают двойную роль букв е, ё, ю, я, приводят примеры; осведомлены о том, что такое тема и основная мысль текста, умеют отвечать на вопросы по предложенной теме. Оборудование: учебник, таблица «Функции букв е, ё, ю, я», дидактический материал Тип урока: комбинированный. § I. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Проверка домашнего задания. 2. Работа по карточкам. § II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока Вступительное слово учителя. Существует такой раздел науки о языке, как графика. Слово графика греческого происхождения. Графика — это раздел науки о языке, изучающий начертания и звуковые значения букв. Всегда ли написание и произношение слов в русском языке совпадают? Для чего нужны буквы, которые не обозначают звуков? Каждая из букв е, ё, ю, я обозначают на письме один звук, а иногда — два звука. Почему так происходит? На все эти вопросы мы получим ответ сегодня. § III. Восприятие и усвоение учебного материала 1. Слово учителя. План лекции учителя 1) История возникновения буквенного письма. 2) Отличие букв от звуков. 3) Разделительные ь и ъ. 4) Буквы е, ё, ю, я для обозначения мягкости согласных. 5) Буквы е, ё, ю, я для обозначения двух звуков: согласного и гласного. 2. Работа с таблицей «Функции букв е, ё, ю, я».
Глядя на таблицу, сформулируйте вывод, в каких позициях буквы е, ё, ю, я образуют два звука. Функции букв е, ё, ю, я
3. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § IV. Закрепление знаний, умений и навыков 1. Работа с текстом. 2. Фонетический практикум. 3. Орфоэпический практикум. Запишите вначале слова, написание и произношение которых совпадает; затем те, написание и произношение которых не совпадает. Гром, салат, камыши, дорога, волна, буква, закат, костёр, посуда. 4. Комментированное списывание. Спишите с доски стихотворение. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука, объясните свой выбор. Ялик
с якорем у Яшки, (Е. Благинина) 5. Выборочное списывание. Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Тюлень ел рыбу целый день, (С. Баруздин) 6. Фонетический практикум. 7. Игра «Найди лишнее слово». 8. Работа с учебником. Выполнение упражнений § V. Работа над развитием и культурой речи Работа с текстом. § VI. Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал 2) Выполнить упражнения § VII. Итог урока 1. Беседа с учащимися. — Что называют фонетикой? — Что называют графикой? — Чем отличается буква от звука? — Какие буквы не обозначают звуки? — Сколько букв и звуков в словах соль, быль, роль. Почему? Можете ли вы привести свои примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает? — Сколько звуков [а] в словах роса, коса, гроза, а сколько букв а? — Всегда ли количество букв и звуков в русском языке совпадает? Ответ аргументируйте. 2. Задание учащимся. Можливо Вам це буде цікаво | ||||||||||||||||
Переглядів: 2525 | Коментарі: 1 | |
Всього коментарів: 0 | |