Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас |
Урок № 3 Слово и его звуковая оболочка.
Развитие речи. Культура речи. Цель: развивать представление учащихся о фонетике как разделе науки о языке, изучающем звуки речи; продолжить работу по развитию и культуре речи Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв русского алфавита и их отличие от букв украинского алфавита; осведомлены о том, что такое тема и основная мысль текста, умеют отвечать на вопросы по предложенной теме. Оборудование: учебник, раздаточный материал Тип урока: комбинированный. I. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Беседа с учащимися. — Что изучает фонетика? — Для чего служат звуки в языке? 2. Проверка домашнего задания. 3. Тренировочное упражнение. Сгруппируйте попарно слова, различающиеся: одним звуком, количеством звуков, последовательностью звуков. Составьте с любой парой слов простые предложения. Лом, трап, плот, топор, док, торт, лимон, драп, мол, лимон, крот, луг, ток, ропот, оплот, кот, плуг, сток. II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока Вступительное слово учителя. В окружающем мире мы слышим множество звуков: шум транспорта, шелест листвы, звуки музыки… Среди всех этих звуков выделяются звуки человеческой речи. Чем отличаются звуки речи от других звуков? Об этом мы поговорим сегодня. III. Восприятие и усвоение учебного материала 1. Слово учителя. План лекции учителя 1) Фонетическое членение речи. 2) Зачем нужно изучать фонетику? 2. Работа с учебником. Чтение теоретического материала IV. Закрепление знаний, умений и навыков 1. Устное изложение текста. Прослушайте отрывок из книги В. Колесова «История русского языка в рассказах». Перескажите текст. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок… Все это — звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти — разные… На уроке вы говорите. Издаваемые вами звуки — это звуки речи. И от петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связаны какие-то значения… Значит, для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые служат для различения слов. 2. Тренировочное упражнение. Переставьте звуки так, чтобы получились слова. Запишите их. [р], [а], [и], [г], [д]; [л], [а], [к]; [н], [г’], [о], [и]; [т], [а], [р], [а], [в]; [м’], [н], [т], [а], [и], [у]; [л], [о], [к], [ш], [а]. 3. Фонетическая игра. 1) Произнесите вслух односложное или двусложное слово и предложите заменить в нём тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). (Упражнение ученики выполняют по цепочке.) Дом — том, ком, лом, сом, ром, жом; дым — …; гора — …; день — … 2) Превратите волка в козу, а ночь в день, изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Волк — полк — пола — поза — коза. Ночь — ноль — соль — соло — село — сено — сень — день. 4. Работа с учебником. Выполнение упражнений V. Работа над развитием и культурой речи 1. Работа с текстом. 2. Коммуникативный тренинг. Расскажите о вашей семье. 3. Фонетическая задача. С
б
мучительной бываю, (Боль — моль — роль — соль.) VI. Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал 2) Выполнить упражнения VII. Итог урока Вопрос учащимся. — Какое задание, выполненное на уроке, показалось вам самым интересным? Можливо Вам це буде цікаво | |
Переглядів: 3432 | |
Всього коментарів: 0 | |