Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас


Урок № 3 Слово и его звуковая оболочка. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Мама, папа, я — дружная семья»

Урок № 3

Слово и его звуковая оболочка. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «Мама, папа, я — дружная семья»

Цель: развивать представление учащихся о фонетике как разделе науки о языке, изучающем звуки речи; продолжить работу по развитию и культуре речи

Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; знают звуковое значение букв русского алфавита и их отличие от букв украинского алфавита; осведомлены о том, что такое тема и основная мысль текста, умеют отвечать на вопросы по предложенной теме.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный.

I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Беседа с учащимися.

— Что изучает фонетика?

— Для чего служат звуки в языке?

2.   Проверка домашнего задания.

3.   Тренировочное упражнение.

Сгруппируйте попарно слова, различающиеся: одним звуком, количеством звуков, последовательностью звуков. Составьте с любой парой слов простые предложения.

Лом, трап, плот, топор, док, торт, лимон, драп, мол, лимон, крот, луг, ток, ропот, оплот, кот, плуг, сток.

 II.  Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

В окружающем мире мы слышим множество звуков: шум транспорта, шелест листвы, звуки музыки… Среди всех этих звуков выделяются звуки человеческой речи. Чем отличаются звуки речи от других звуков? Об этом мы поговорим сегодня.

 III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   Фонетическое членение речи.

2)   Зачем нужно изучать фонетику?

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

 IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Устное изложение текста.

Прослушайте отрывок из книги В. Колесова «История русского языка в рассказах». Перескажите текст.

Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок… Все это — звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти — разные…

На уроке вы говорите. Издаваемые вами звуки — это звуки речи. И от петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связаны какие-то значения…

Значит, для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые служат для различения слов.

2.   Тренировочное упражнение.

Переставьте звуки так, чтобы получились слова. Запишите их.

[р], [а], [и], [г], [д]; [л], [а], [к]; [н], [г’], [о], [и]; [т], [а], [р], [а], [в]; [м’], [н], [т], [а], [и], [у]; [л], [о], [к], [ш], [а].

3.   Фонетическая игра.

1)   Произнесите вслух односложное или двусложное слово и предложите заменить в нём тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). (Упражнение ученики выполняют по цепочке.)

Дом — том, ком, лом, сом, ром, жом; дым — …; гора — …; день — …

2)   Превратите волка в козу, а ночь в день, изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Волк — полк — пола — поза — коза.

Ночь — ноль — соль — соло — село — сено — сень — день.

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

 V.  Работа над развитием и культурой речи

1.   Работа с текстом.

2.   Коммуникативный тренинг.

Расскажите о вашей семье.

3.   Фонетическая задача.

С б мучительной бываю,
с м одежду пожираю,
с р актёру я нужна,
с с для повара важна.

(Боль — моль — роль — соль.)

VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

 VII. Итог урока

Вопрос учащимся.

— Какое задание, выполненное на уроке, показалось вам самым интересным?

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (25.09.2013)
Переглядів: 2907 | Рейтинг: 4.5/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]