Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас |
Урок № 2 Понятие о фонетике. Развитие
речи. Культура речи. Цель: сформировать у учащихся представление о фонетике как разделе науки о языке, изучающем звуки речи; совершенствовать речь школьников на материале предложенной темы Ожидаемые результаты: учащиеся определяют, что изучает фонетика; знают о том, что такое тема и основная мысль текста, умеют отвечать на вопросы по предложенной теме. Оборудование: учебник, дидактический материал Тип урока: комбинированный. § I. Актуализация опорных знаний учащихся Проверка домашнего задания. § II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока Вступительное слово учителя. Изучая тему «Фонетика», мы узнаем, что такое звук и чем он отличается от буквы; на какие группы делятся звуки русского языка; что такое алфавит; как разделить слово на слоги; что такое ударение в слове и для чего оно нужно. § III. Восприятие и усвоение учебного материала 1. Слово учителя. План лекции учителя 1) Фонетика как раздел науки о языке. 2) Принципы разграничения гласных и согласных звуков. 2. Наблюдение над языковым материалом. 1) Прочитайте слова, записанные на доске. Что обозначают квадратные скобки и зачем приведена такая запись? фо[нэ]тика фо[нэ]тический 2) Прочитайте пары слов, записанные на доске. Произнесите звуки, благодаря которым различаются значения слов в каждой паре. Обозначьте эти звуки по образцу. угол — уголь [л] [л’] Сон — сор, ком — кол, мал — мял, ел — ель. 3) Найдите похожие (но не одинаковые) по звучанию слова. Объясните (устно) разницу в их звучании. Запишите эти слова парами. Подберите к ним словарную статью. Одеть, индейцы, австриец, надеть, индийцы, австралиец. Справка: народность Америки; житель Австрии; жители Индии; надеть (что?) свитер, джемпер; житель Австралии; одеть (кого?) братишку. 4) Прочитайте слова. Сколько звуков в каждом слове? Запишите слова в тетрадь. Запомните их написание. Перрон, группа, касса, класс, классный, грипп, аппетит, аккуратный. 3. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § IV. Закрепление знаний, умений и навыков 1. Беседа с учащимися. — Из какого языка пришло к нам слово «фонетика»? — Что изучает фонетика как раздел науки о языке? — Какими звуками различаются пары слов? Мыло — мило, гора — кора — нора — пора, нога — коза — лоза, день — тень — лень — пень. — Придумайте свои пары, в которых слова различались бы одним звуком. 2. Работа с учебником. Выполнение упражнений § V. Работа над развитием и культурой речи[1] Работа с текстом. § VI. Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал 2) Выполнить упражнения § VII. Итог урока Интерактивная игра «Микрофон». — Фонетика — это наука, изучающая … — Слово фонетика пришло к нам из языка … — Фонетическая транскрипция показывает, как … [1] Здесь и далее для проведения уроков по речевой теме учитель может также воспользоваться книгой: Баландина Н. Ф. Русский язык. 5–6 классы. Развитие ситуативной речи: Учебное пособие / Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярёва, Л. М. Корнева, Н. В. Котух, С. А. Лебеденко / Под ред. Н. Ф. Баландиной.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок». Можливо Вам це буде цікаво | |
Переглядів: 2419 | |
Всього коментарів: 0 | |