Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас


Урок № 2 Понятие о фонетике. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Мама, папа, я — дружная семья»

Урок № 2

Понятие о фонетике. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «Мама, папа, я — дружная семья»

Цель: сформировать у учащихся представление о фонетике как разделе науки о языке, изучающем звуки речи; совершенствовать речь школьников на материале предложенной темы

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют, что изучает фонетика; знают о том, что такое тема и основная мысль текста, умеют отвечать на вопросы по предложенной теме.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Изучая тему «Фонетика», мы узнаем, что такое звук и чем он отличается от буквы; на какие группы делятся звуки русского языка; что такое алфавит; как разделить слово на слоги; что такое ударение в слове и для чего оно нужно.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   Фонетика как раздел науки о языке.

2)   Принципы разграничения гласных и согласных звуков.

2.   Наблюдение над языковым материалом.

1)   Прочитайте слова, записанные на доске. Что обозначают квадратные скобки и зачем приведена такая запись?

фо[нэ]тика

фо[нэ]тический

2)   Прочитайте пары слов, записанные на доске. Произнесите звуки, благодаря которым различаются значения слов в каждой паре. Обозначьте эти звуки по образцу.

угол — уголь

       [л]   [л’]

Сон — сор, ком — кол, мал — мял, ел — ель.

3)   Найдите похожие (но не одинаковые) по звучанию слова. Объясните (устно) разницу в их звучании. Запишите эти слова парами. Подберите к ним словарную статью.

Одеть, индейцы, австриец, надеть, индийцы, австралиец.

Справка: народность Америки; житель Австрии; жители Индии; надеть (что?) свитер, джемпер; житель Австралии; одеть (кого?) братишку.

4)   Прочитайте слова. Сколько звуков в каждом слове? Запишите слова в тетрадь. Запомните их написание.

Перрон, группа, касса, класс, классный, грипп, аппетит, аккуратный.

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Беседа с учащимися.

— Из какого языка пришло к нам слово «фонетика»?

— Что изучает фонетика как раздел науки о языке?

— Какими звуками различаются пары слов?

Мыло — мило, гора — кора — нора — пора, нога — коза — лоза, день — тень — лень — пень.

— Придумайте свои пары, в которых слова различались бы одним звуком.

2.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи[1]

Работа с текстом.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Интерактивная игра «Микрофон».

— Фонетика — это наука, изучающая …

— Слово фонетика пришло к нам из языка …

— Фонетическая транскрипция показывает, как …



[1] Здесь и далее для проведения уроков по речевой теме учитель может также воспользоваться книгой: Баландина Н. Ф. Русский язык. 5–6 классы. Развитие ситуативной речи: Учебное пособие / Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярёва, Л. М. Корнева, Н. В. Котух, С. А. Лебеденко / Под ред. Н. Ф. Баландиной.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок».

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (25.09.2013)
Переглядів: 2419 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]