Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Конспекти уроків за новим Державним стандартом » Російська мова 5 клас


Урок № 10 Контрольный диктант. Контрольное чтение молча

Урок № 10

Контрольный диктант. Контрольное чтение молча

Цель: оценить уровень грамотности учащихся с целью коррекции; развивать культуру речи школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся демонстрируют высокий уровень грамотности по изученным темам, воспринимают текст, осознанно отвечают на вопросы к нему.

Оборудование: тексты для диктанта, текст для чтения молча с тестовыми заданиями к нему

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

§ I.   Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Учитель знакомит учащихся с содержанием работы и критериями ее оценивания.

§ II.  Основное содержание урока

1.   Написание контрольного диктанта.

(Учитель выбирает один из текстов, предложенных ниже.)

Текст 1

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что оно подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще в узорчатых прорезах среди серебристо-зелёной листвы. В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады. Воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный и безветренный. Накалившаяся земля жгла подошвы ног.

(67 сл.)                                                                                                                     (По А Куприну)

Текст 2

Пожар на корабле

На пароходе загорелся уголь. Все старались закупорить его так, чтоб не прошёл воздух. Вот-вот огонь вырвется наружу.

Три парохода спешили на помощь.

Помощник капитана влез на мачту, чтобы с высоты увидеть их. Матросы уже думали, что придётся спустить шлюпки. Вдруг поднялся такой пожар, что к шлюпкам было не пройти. Не испугался только помощник капитана.

Он показывал рукой вдаль. Все увидели, что издали спешит помощь. Спасательные пароходы сразу потушили пожар.

(69 сл.)                                                                                                                   (По Б. Житкову)

Текст 3

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и сосен. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

Не усидишь ни на земле, ни на ветке. Всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком — и спи крепко.

(65 сл.)                                                                                                                            (В. Бианки)

2.   Контрольное чтение молча.

Текст 1

Об этом Жильце надо рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения упали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент Жилец из двадцать девятой квартиры стоял у подъезда, слушал музыку и был пока вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро, плечи его были опущены, голова в плечи втянута, будто он боялся, что на него что-нибудь упадёт.

Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошёл прямо к нам. Однако подойти к нам было не просто. Уже не дерево, а заросли музыки, колючие кусты вроде шиповника выдувал Крендель из губной гармошки. Жилец с трудом продирался через них, трещал его плащ, а Крендель играл всё сильнее, стараясь превратить эти заросли в джунгли.

— Разрешите,— сказал Жилец и протянул руку.

— Что такое? — не понял Крендель, отрывая гармонь ото рта.

— Музыка утоляет печаль,— сказал Жилец и мягко отобрал музыкальный инструмент. Вынул из кармана носовой платок с фиолетовыми цветочками, аккуратно протёр им гармошку и после приложил её к губам. Он не всунул её грубо в рот, как это делал Крендель, а сложил губы бантиком и бантик приблизил к ладам-окошечкам. Гармошка удивлённо прошептала: «Финкельштейн».

Жилец недовольно покачал головой и снова принялся протирать и продувать гармошку. Затем сложил из губ ещё более красивый бантик, глаза его увлажнились, и тихо-тихо, тоскливо и томительно он заиграл: «Некому берёзку заломати…»

И джунгли Кренделя сразу увяли, кусты поникли, листья опали, улеглись под американским клёном, и как-то само собой возникло вокруг нас золотое поле пшеницы и берёзка, трепещущая на ветру. Играя, Жилец глядел в небо, слегка раскачивался и в своём зелёном плаще был похож, на берёзку, которую никто не любит и не хочет почему-то заломати.

Тётя Паня свесилась из окна поглядеть, кто это играет, опечалилась за стеклом пыльная собака Валет, и даже Райка хмуро глянула из-за зелёного лука, оправив волосы. Замахал под музыку ветвями американский клён — единственное наше дерево, а дом наш, старый, пятиэтажный, помрачнел, раздумывая над словом «заломати».

— Прямо за душу берёт,— сказал дядя Сюва,— и держит.— Он сморщил лицо и сжал рукой горло.— Всю душу изранил,— сказал он.— Ну не бери же ты меня так за душу! Прошу: не бери!

Ласково музыка оплетала этажи, и под её аккорды во двор с улицы вошла старушонка в чёрном пальто. Это была бабушка Волк.

(366 сл.)                                                                                                                  (По Ю. Ковалю)

Вопросы к тексту

1.   В какой квартире жил человек, попавший под подозрения?

А   29

Б   28

В   27

2.   Жилец стоял понуро, плечи его были опущены, голова в плечи втянута, будто он боялся, что

А   его арестуют

Б   его осудят

В   что-нибудь упадёт

3.   Мелодию, которую играл Крендель, автор сравнивает

А   с кустом шиповника, который нужно превратить в дерево

Б   с зарослями, которые нужно превратить в джунгли

В   с деревом, которое нужно превратить в заросли

4.   Жилец считал, что музыка должна

А   веселить

Б   утолять печаль

В   заставлять задуматься

5.   Мелодию, исполняемую Жильцом, автор сравнивает

А   с полем пшеницы и берёзкой

Б   со штилем на море

В   с американским клёном

6.   Какие элементы есть в данном художественном тексте?

А   книжные

Б   делового письма

В   разговорные

Ответы: 1А, 2В, 3Б, 4Б, 5А, 6В.

Текст 2

Язык запахов. Язык танца. Язык звука. Язык движения… Это далеко не все способы общения, на которых разговаривают животные.

Животные различают цвета. Когда-то был проделан любопытный опыт — учёные спорили между собой — различают ли цвет комары? Чтобы проверить это, взяли куб и окрасили его в разные цвета. Потом куб положили в комариное место и стали наблюдать. И вот увидели, что на один цвет село очень много комаров, а на другой цвет — меньше, на третий — ещё меньше, а на какой-то насекомые совсем не сели. Люди сделали из этого практический вывод: одежду тех, кто работал в комариных местах, стали красить в цвет, не любимый комарами.

Однако комары ведь тоже различают цвета не просто так, ради красоты. Для них цвета имеют практическое значение. Иначе многие из них не могли бы, например, находить пищу. Но, оказывается, цвет помогает им и разговаривать друг с другом, и узнавать друзей и врагов.

Краски служат и для самого простого способа общения. «Не трогай меня, я противная»,— говорит всем своим видом божья коровка и, показывая хорошо заметную и легко запоминающуюся красную спинку, спокойно ползёт по веточке.

Чтобы сказать о том, что её тоже не следует трогать, жерлянка показывает своё яркое брюхо и горло. Таких способов отпугнуть врагов много. Но есть немало способов и «поговорить» между собой при помощи красок и цвета.

Цветные пятна у многих птиц служат и опознавательными знаками: например, «зеркальца» на крыльях уток.

По ним они отличают представителей своей породы от чужой, по яркому оперению самки узнают самцов. Но самое интересное — это разговор при помощи цветовых пятен.

У трясогузки концы двух крайних перьев хвоста белые. Но это можно заметить не всегда, а только тогда, когда птичка хочет что-то сказать. Для этого она распускает хвостик веером, и пятна становятся видны.

Вот она спокойно ходит вдоль берега, покачивая хвостиком. Неожиданно хвост превращается в веер, и скоро около этой трясогузки появляется другая.

Если ты когда-нибудь зимой в лесу или саду увидишь красивых красногрудых снегирей и их серых подружек, понаблюдай за ними. И ты станешь свидетелем необычного птичьего разговора.

Пока снегири сидят спокойно, им нет уж такой необходимости разговаривать. Или они могут поговорить, перекинувшись своими «жю-жю». Но вот стайка решила перелететь в другое место. Тотчас же подаётся сигнал: «Внимание, готовься к полёту!» И сигнал этот — белое пятнышко, находящееся на пояснице птичек.

(368 сл.)                                                                                                            (По Ю. Дмитриеву)

Вопросы к тексту

1.   Животные не разговаривают на языке

А   запахов

Б   звука

В   жестов

2.   Учёные проводили опыт с окрашенными кубами для того, чтобы

А   узнать, думают ли комары

Б   понять, различают ли комары цвета

В   изготовить одежду для тех, кто работает в тех местах, где много комаров

3.   Комарам не нужен цвет

А   для красоты

Б   для нахождения пищи

В   для узнавания друзей и врагов

4.   Божья коровка имеет такой окрас, для того чтобы

А   привлекать особей другого пола

Б   сказать: «Не трогай меня, я противная»

В   быть привлекательной.

5.   Чтобы сказать о том, что её тоже не следует трогать, жерлянка

А   распускает хвостик веером

Б   показывает «зеркальца»

В   демонстрирует своё яркое брюхо и горло

6.   У красивых красногрудых снегирей самка

А   жёлтоватого цвета

Б   серого цвета

В   розового цвета

Ответы: 1В, 2Б, 3А, 4Б, 5В, 6Б.

§ III.  Домашнее задание

1)   Повторить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

3)   Творческое задание. Устно составить небольшой рассказ со словами на букву г из словарного диктанта классной работы.

§ IV.  Итог урока

Учитель собирает тетради и объясняет трудности, возникшие при выполнении работы.

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (25.09.2013)
Переглядів: 8367 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]