Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури 7 клас |
УРОКИ 31, 32. Развитие связной речи. Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия Цель: развивать связную речь учащихся, умение обобщать материал, делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать самостоятельную оценку событиям, отстаивать свое мнение; воспитывать культуру связной речи, устного и письменного оформления ответа (вступление, основная часть, выводы). Оборудование: иллюстрации Д. Шмаринова к повести. Ход урока І. Выборочный анализ изложения «Подвиг Остапа» Чтение фрагментов лучших работ; комментирование и коррекция типичных ошибок по содержанию и речевому оформлению работы. ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Работа с иллюстрациями повести Отобрать из цикла иллюстраций те, что связаны с образами Остапа и Андрия. Расположить их на доске, чтобы лучше проиллюстрировать рассказ о героях (рассмотреть и прокомментировать несколько вариантов). 2. Беседа с учащимися По каким критериям мы сравнивали героев повести Гоголя Остапа и Андрия? (События, поступки, оценка другими героями со стороны) Можем ли мы сказать, что в данном случае речь идет об обычном сравнении, сопоставлении? Какое значение в оценке героев имеет наше собственное мнение? ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков Составление сложного плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия (с опорой на текстовый материал, подобранный учащимися с помощью учителя). Примерный план (по ходу учащиеся соотносят пункты плана с конкретными эпизодами) І. Вступление. Роль Запорожской Сечи в становлении свободы на Украине, в формировании характеров запорожцев. ІІ. Главная часть. Герои повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - молодые казаки Остап и Андрий, сыновья Тараса. 1. Учеба и воспитание в бурсе, формирование личностей: а) настойчивость Остапа, умение подчинять себя главной цели и легкое отношение к жизни Андрия; б) прямодушие, верность принципам коллективизма Остапа и изворотливость Андрия, умение выходить сухим из воды, пользуясь плодами чужого труда; в) сознательное подчинение себя будущей жизни на Сечи, неотделимость личного от общественного у Остапа и превалирование личных мотивов над коллективными у Андрия, романтические наклонности его души. 2. Чувство родного дома, начало жизненного пути: а) чувство собственного достоинства у Остапа, нежелание терпеть насмешки ни от кого и готовность Андрия пойти на компромисс ради собственного спокойствия; б) настоящая, непоказная любовь к родной матери и родному дому Остапа и равнодушие, забывчивость Андрия. 3. Поведение на Сечи - учение и подготовка к битвам: а) восприятие военного таланта братьев Тарасом Бульбой; б) показная удаль, руководство в бою только собственным желанием Андрия и умение Остапа трезво оценивать обстановку, заботиться о товарищах, подчинять собственные интересы интересам дела. 4. В боевом походе: а) рассудительность Остапа, уважительное отношение к нему опытных казаков и отчаянная юношеская запальчивость Андрия; б) избрание Остапа куренным атаманом и измена Андрия товарищам. 5. Поведение перед смертью: мужество, выдержка, душевная сила Остапа, желание подбодрить товарищей во время суровых испытаний, умение и на чужбине, среди врагов, ощущать себя частицей украинского казачества и страх перед расплатой, одиночество Андрия. ІІІ. Вывод. Неоднозначность оценки главных героев: а) с точки зрения их отца - Тараса Бульбы; б) отношение автора к героям; в) мое отношение к Остапу и Андрию. ІІІ. Рассказ по плану с использованием ранее подобранного материала (Если в классе много слабых учащихся, которые затрудняются в самостоятельном отборе материала, можно разделить класс на группы и каждой дать определенное задание по работе над планом.) Работа над каждым пунктом плана в отдельности. Обратить внимание на плавный речевой переход от одного подпункта к другому. (Целесообразно выслушать несколько вариантов ответа по каждому пункту плана. Особенно интересно послушать несколько вариантов вивода - п. ІІІ. в, оценивая при этом, прежде всего, знание материала и умение отстаивать собственную точку зрения.) IV. Подведение итогов урока Учитель. Для чего автор показал героев, сравнивая, сопоставляя их? (Благодаря этому образы вырисовываются более четко, разносторонне.) Подготовиться к конкурсу на лучший план ХІІ главы (сильным ученикам составить цитатный план); подобрать материл об Остапе; подготовить выразительное чтение речи о товариществе (гл. ІХ). Можливо Вам це буде цікаво | |
Переглядів: 3697 | |
Всього коментарів: 0 | |