Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури 7 клас |
Цель: показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать чувство товарищества, патриотизма, а также культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать свое мнение, воспитывать умение устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства. Наглядность: иллюстрации Д. Шмаринова к ІХ главе повести. Ход урока І. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Составление планов 4 плана записываются на доске и 2 плана обрабатываются устно. Рецензирование, коррекция планов. 2. Блиц-опрос 1. Какие приготовления к предстоящему сражению сделали казаки? 2. Что сделал перед боем Тарас Бульба? (Произнес речь о товариществе) 3. Выразительное чтение (заранее подготовленным учеником) речи Тараса о товариществе На какие слова, по-вашему, нужно обратить особое внимание? («Породниться родством по душе, а не про крови может один только человек») 4. Работа с иллюстрациями к ІХ главе. (Эпизод боя, гибель отдельных казаков) Что напоминают вам последние слова казаков, ответом на что звучат? (Речь Тараса) ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков 1. Беседа с элементами текстологического анализа по второй части главы 1) Что повлияло на перелом в сражении? 2) Прочитать описание Андрия. Что это нам напоминает? Есть ли в его отношении к битве то, что ещё раньше подметил в нём старый Тарас? 3) Почему Тарас решил не просто убить сына в бою, а заманить его к лесу одного? 4) С кем сравнивает автор Андрия перед последней встречей с отцом? Что дают нам для понимания его поведения слова: «Как школьник, неосторожно задравши своего товарища…»; «И видел он перед собою одного только страшного отца»? 5) Почему Тарас не только принял такое страшное решение, но и взял на себя его исполнение? 6) Что в поведении Андрия укрепило решение Тараса? («Это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки») 7) С чем сравнивает автор Андрия в его последние минуты? Почему Гоголь дает такое сравнение? 8) Почему Гоголь не просто описывает Андрия в последние минуты, но и любуется его красотой? («Чем не казак был?» - «Пропал бесславно, как подлая собака!») 9) В какое мгновение - до или после выстрела - изобразил Д. Шмаринов Тараса? (Обращение к иллюстрации) Почему? 11) Прочитать слова Остапа о брате. Почему он спросил: «Это ты убил его?», а не: «Зачем ты убил его?» Жалеет ли он брата? 12) Почему Тарас даже не похоронил сына? 13) Каким словом называли Тараса казаки, обращаясь к нему в тяжелую минуту? Что значит сейчас для него это слово - «батько»? (Обращение к атаману как к «батьке» означало «породниться родством по душе, а не по крови…») 2. Выразительное чтение (заранее подготовленным учащимся) эпизода «Но не выехали они еще из леса…» до конца с уточняющими вопросами Как показывает автор жар сражения? Докажите, что Бульба изо всех сил старался спасти сына. Только ли сыну стремился он помочь? С чем сравнивает Гоголь теряющего сознание Тараса? Почему автор выбирает именно это сравнение? ІІІ. Подведение итогов урока Почему Бульба убивает Андрия и изо всех сил старается спасти Остапа? Как выглядят казаки в час своей героической смерти? Как вы относитесь к героям повести? VI. Домашнее задание Читать главы Х, ХІ, составить к ним план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву». Можливо Вам це буде цікаво | |
Переглядів: 3054 | |
Всього коментарів: 0 | |