Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури 7 клас


УРОК 26. Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI

УРОК 26. Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI

Цель: показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрия; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, образность; формировать умение устанавливать ассоциативные связи между разножанровыми произведениями искусства.

Оборудование: репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика - V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.

Рецензирование, коррекция планов всем классом.

2. Обсуждение законов, нравов и обычаев Запорожской Сечи

За что больше всего наказывали на Сечи?

Почему законы были такими жестокими?

Как это соотносится с «вечными истинами» и библейскими заповедями («Не укради», «Не убий»)?

3. Работа с репродукцией картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

4. Выступление ученика, проводившего словарную работу («кошевой атаман», «куренной атаман», «ляхи», «литавры», «палица»)

5. Устное изложение-миниатюра - «вхождение в образ»

От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать о боевой подготовке Остапа и Андрия. Уточняющие вопросы:

Почему из уст отца прозвучало: «Не Остап, а добрый, добрый также вояка!»?

Почему Тарас настаивал на походе?

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

Беседа с элементами текстологического анализа.

С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход?

В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубно?

Кто пришел ночью в казацкий лагерь?

Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для панночки и ее матери? Заключается ли в этом предательство?

Собирался ли Андрий просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения?

Кто из табора казаков обратил ночью внимание на хождения Андрия?

Была ли панночка уверена в том, что Андрий пришел насовсем?

С чего собственно начинается измена Андрия?

Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрия в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся.)

ІІІ. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

К чему подводил нас Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи? (Для автора главное - святость товарищества, ответственность перед обществом)

Зачем Тарас так настаивает на различях между Остапом и Андрием в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать о товарищах, об общей пользе и желании Андрия выделиться)

Что стало причиной предательства Андрия?

Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка?

Можно ли понять и оправдать героя?

IV. Домашнее задание

Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI- об Андрии, гл. VII -  об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для «толмача» («переводчика»).

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Конспекти уроків світової літератури 7 клас | Додав: uthitel (12.11.2011)
Переглядів: 3096 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]