Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури 7 клас


УРОК 25. Глава II. Картины украинской степи, их связь с главными событиями повести "Тарас Бульба"

Цель: показать выразительность гоголевских описаний природы, их созвучность мыслям героев и событиям повести; учить подбору цитатного материала к характеристике Остапа и Андрия; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, составления плана к тексту; развивать связную речь учащихся: работа над устным пересказом; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: иллюстрации к повести (гл. I, II) художника Д. Шмаринова.

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

На доске записано 4 плана второй главы.

2 плана проверяются устно.

После этого работы рецензируются, проводится коррекция.

2. Блиц-опрос

В каком возрасте Бульба отдал сыновей в бурсу?

В каком городе они учились?

Можно ли знания, полученные в бурсе, практически применить в жизни?

Каковы были первоначальные успехи Остапа?

Что заставило его выйти в лучшие ученики?

Что можно сказать о поведении братьев в бурсе?

Кого из них чаще наказывали и почему?

3. Работа над устным пересказом (от лица Остапа и Андрия рассказать о последнем годе учебы в бурсе)

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1.      Работа над иллюстрациями (необходимо назвать эпизод, соответствующий иллюстрации)

1) Мать, обнимающая спящих сыновей.

Какое сравнение употребляет Гоголь, говоря об этой несчастной женщине? («Как степная чайка»)

Где можно встретить подобное сравнение?

С чем ассоциируется у нашего народа образ матери?

Почему Гоголь сознательно использует образ, характерный для фольклора?

2) Тарас на коне.

Какие строки (строка) могут послужить подписью под иллюстрацией? («Старый Тарас думал о давнем»)

О чем мог думать (вспоминать) Тарас? (Это были, скорее всего, воспоминания о прежних днях на Сечи и мечты о ней.)

3) Остап и Андрий на конях.

 (Впереди братьев ожидают неизведанные дали и новые встречи, прежняя жизнь как бы отрезана.)

Кто из братьев вспомнил о доме и о матери?

2.      Чтение описания степи

Каким образом достигается яркость описания? (При помощи цветовых и звуковых характеристик)

Почему Гоголь создает такой необычный пейзаж? (Описание природы родного края служит фоном, который подчеркивает стремление казаков служить на благо родине.)

Работа над выразительным чтением.

3. Знакомство с Запорожской Сечью. Беседа с элементами текстологического анализа

Какой ее увидели Остап и Андрий?

Какими были первые впечатления? (Спящий посреди дороги казак олицетворяет могучую волю, которая царит вокруг.)

Что искал на Сечи и над чем задумывался Бульба?

Найти слова о значении Запорожской Сечи в жизни казаков. («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»)

IV. Подведение итогов урока

Учитель. По дороге на Сечь молодые казаки более глубоко осознают цель поїздки - защита родины. Чувство родины воплощается в описании родной украинской степи, любви к матери, родному дому.

V. Домашнее задание

Читать главы III-VI, составить план к ним; обратить внимание на нравы и обычаи Сечи.

Глава V. Выписать цитаты об овладении боевой наукой Остапа и Андрия.

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Конспекти уроків світової літератури 7 клас | Додав: uthitel (12.11.2011)
Переглядів: 2793 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]