Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури 7 клас |
Цель: показать
причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в
материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа
произведения, навыки выразительного чтения в лицах; воспитывать культуру
ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность,
чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях
разных видов искусства. Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге». Ход урока І. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся 1.
Слово учителя Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился
к прошлому. Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в
настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества. 2.
Словарная работа (проверка домашнего задания) Вещий - (высокий
стиль). Предвидящий будущее, пророческий. Словарь русского языка С. И. Ожегова.- М.:
Русский язык, 1990.- С. 82. Вщій, кому все въдомо и кто въщает будущее;
прорицатель, предсказатель; // умный, мудрый, смотрокъ, предусмотрительный //
разсудительный, умно и красно говорящій. Толковый словарь живого великорусского языка
В. Даля.- М.: Русский язык, 1989.- Т. 1.-
С. 336. 2. Беседа
с учащимися по домашнему заданию 1) Кого Пушкина называет в балладе
«вещим»? («Вещий Олег») Почему он вещий? 2) Какое еще слово, понятие в
балладе Пушкин сопровождается этим определением? («Вещий язык» - о волхвах) 3) Какие еще определения создают
образ кудесника? («Мудрый старец», «вдохновенный кудесник») Учитель. Поскольку сюжет «Песни о вещем Олеге» Пушкина от
летописного сказания в «Повести временных лет» отличается именно образами князя
Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст
внимательнее. ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков 1.
Выразительное чтение баллады в лицах 2.
Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей
Учитель. Итак, князь разговаривает со стариком-волхвом, сидя в
седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне
подчеркивает свое превосходство. (Обращение к
иллюстрациям В. М. Васнецова) Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь
характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем повторение
характеристики, но на качественно новом этапе, высоким стилем. Отсюда и
разговор свысока: Не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания («обрёк он мечам и
пожарам») либо награды. Что же отвечает князю собеседник? Волхвы не боятся
могучих владык, А княжеский дар
им не нужен. Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет
значения! Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе «волхвы», «им»,
причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с
гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий язык // И с волей небесною
дружен». Он - как посланник, глашатай воли небес судьбы: «Запомни же ныне ты слово
моё». Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли
сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он отдал подробные и
очень эмоциональные (!) указания насчет коня, он даже вспомнил о коне через
время.) А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял
как службу, как само собой разумеющееся.) Сбылись ли предсказания формально? Какова реакция князя? (О коне князь вспоминает в некотором смысле потребительски: «Мой конь и доныне носил бы меня» «Не ты под секирой ковыль обагришь // И жаркою кровью
мой прах напоишь!» О кудеснике: оскорбительно, за глаза: безумный старик! // Презреть бы твое
предсказанье!» О судьбе: «Вот где таилась погибель моя! // Мне
смертию кость угрожала!») Чем заканчивается баллада? Кого показал Пушкин в образе кудесника? IV.
Подведение итогов урока Учитель. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ
о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может
использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем. Кто, по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» «правдив
и свободен»? Кто не боится «могучих владык»? Вернемся к толкованию В. Даля: поэт - «…умно и красно
говорящий». Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин. Подготовка к конкурсу выразительного чтения
баллад наизусть. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне. Можливо Вам це буде цікаво | |||||
Переглядів: 6059 | |
Всього коментарів: 0 | |