Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури 7 клас


УРОК 10. Александр Пушкин (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни…»

Цель: познакомить с содержанием баллады, показать ее связь с летописным источником; раскрыть приемы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси; совершенствовать навыки выразительного чтения баллады; показать причины интереса Пушкина к истории и отражение этого в баллад; воспитывать культуру связной речи, культуру устного ответа: лаконичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.

 Оборудование:            портрет Пушкина, репродукция картины В. Васнецова «Нестор-летописец» (эскизный вариант для росписи Владимирского собора в Киеве), раздаточный матеріал - текст и сетка кроссворда.

Ход урока

І. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с использованием приема «Цепочка»: несколько слов о Пушкине

2. Беседа с учащимися

1)  Что связано с Пушкиным в нашем городе? (Если есть памятник, то что вы знаете об истории его создания?)

2)  Какие произведения на историческую тематику есть у Пушкина и почему поэт обращался к истории? («Уважение к минувшому - вот черта, отличающая образованность от дикости»,- сказал поэт. Но, наверное, не только это послужило причиной обращения к древнерусской старине. Возможно, поэт пытался найти в прошлом связь с теми вопросами, котрые мучили его в настоящем. Мы постараемся в ходе работы над произведением это увидеть.)

3)  Какие произведения Древней Руси сохранили для нас описание многих событий старины?

3. Сообщение учащихся о «Повести временных лет».

Обращение к репродукции картины В. Васнецова «Нестор-летописец».

4. Чтение отрывка из «Повести временных лет» о смерти князя Олега

Учитель. Эта летописная история легла в основу произведения А. С. Пушкина, с которым вы познакомились дома. Кстати, а к какому жанру мы отнесем «Песнь о вещем Олеге»?

Все варианты и предложения ребят записать на доске с доказательствами «за» и «против»:

Стихотворение

 

Былина

 

Баллада

 

Ритм, рифма

 

Событие, имевшее место в действительности, наличие сюжета, состоящего из определенных частей: зачина, основной части, где идет рассказ о событиях, концовки

 

Не просто рассказ
о событии, присутствует авторская оценка героев, ведущую роль в основной части играет диалог

 

 

Что значит слово «песнь» в заголовке? (Поэтическое произведение поэтического характера. Поэтому и падежные окончания будут соответствующие - о «Песни», в «Песни»…)

5. Работа с лексикой баллады

1)  Вопрос домашнего задания: Удалось ли поэту воссоздать исторический колорит Киевской Руси? Каким приемом он пользовался? (Использование в тексте устаревших слов)

6. Работа над выразительным чтением стихотворения

ІІІ. Подведение итогов урока

Учитель. Мы сегодня построили урок, опираясь на уже известные вам сведения о балладе как о жанре литературы.

Мы сумели определить жанр произведения, показать приемы, которые использовал поэт для воссоздания исторического колорита.

А что ж нового внес Пушкин в сюжет, взятый из летописи?

Что интересовало поэта в седой древности?

IV. Домашнее задание

Определить значение слова «вещий»; ответить на вопрос: «Кого из героев и почему сопровождает в тексте это определение?»

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Конспекти уроків світової літератури 7 клас | Додав: uthitel (10.11.2011)
Переглядів: 2777 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]