Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури


Урок по изучению романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" с использованием ИКТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Урок мировой литературы в 11-м классе
с использованием информационно-коммуникационных технологий

ТЕМА ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Автор:
Васильева Елена Степановна
учитель русского языка
и мировой литературы
высшей категории
Андреевской
специализированной
разнопрофильной школы
І-ІІІ ступеней
Бердянского района
Запорожской области

2013
Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: исследовать проблему любви и творчества в романе , проанализировав образы Мастера и Маргариты; способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий; развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой; развивать познавательный интерес к изучению литературы; воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива
Задачи:
1. Осмысление проблемы свободы любви и творчества в романе через исследовательскую деятельность учащихся на уроке с использование ИКТ.
2. Совершенствование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ:
• умение выделять проблему исследования;
• умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками (обработка и оформление информации с использованием ИКТ);
• умение представить результаты самостоятельного исследования с использованием ИКТ;
• умение делать выводы и анализ проведенной исследовательской работы;
3. умение проводить рефлексию собственной, групповой и коллективной деятельности
4. оценить результаты усвоения данной темы не только классом (группой), но и каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);
5. развивать умение работать с Интернет-ресурсами,а также с текстом (художественным, публицистическим) и переносить свои знания и опыт работы в группу;
6. воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств (умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики).
Оборудование урока: программа Microsoft Power Point, мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, фрагменты сериала «Мастер и Маргарита» (режиссер Владимир Бортко, 2004 год)
Тип урока: урок-защита проектов.
Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо,
и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь,
и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель

Слово "мастер" обозначает лицо, достигшее высокой степени
в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) —
магистра, причастного к высшей власти и тайне.
Булгаковский Мастер отвечает обоим этим требованиям.
Г.А. Лесскис
Предварительная работа:
1. Деление класса на группы по принципу равных способностей и возможностей.
2. Подбор электронных и печатных материалов для организации работы в группах.
3. Подбор цифровых образовательных ресурсов

Ход урока

слайда Описание слайда Этапы урока
1 Портрет М Булгакова 1. Вступительное слово учителя
Название «Мастер и Маргарита» как эквивалент текста романа М.А. Булгакова
Известно, что “заглавие художественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой”, “заглавие — это имя произведения... манифестация его сущности”1. Попытаемся сформулировать, как название булгаковского романа манифестирует сущность произведения.
Заглавие «Мастер и Маргарита» напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «Дафнисе и Хлое», оно (название) создано по той же модели и активизирует схему “Он и она”. Такое традиционное название сразу же “предупреждает” читателя, что в центре будут находиться герои-любовники, что линия любовная в этом произведении — центральная. Причём память названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы.
Вспомним, например, начальные строки средневекового романа «Тристан и Изольда»: “Не желаете ли, добрые люди, послушать прекрасную повесть о любви и смерти?”, или же финальные строки «Ромео и Джульетты»: “Но нет печальней повести на свете, // Чем повесть о Ромео и Джульетте”. Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — XX веке. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви — одну из главных для булгаковского романа.
Причём тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества. У Булгакова первая часть модели “Он и она” — Мастер (“Он”) вбирает в себя тот круг представлений, который существует в нашем бессознательном читательском восприятии и связан с героем-любовником (Ромео), и вместе с тем шире по содержанию. Всё дело в необычности “имени”: Мастер (в тексте это слово пишется с маленькой буквы) — это “безымянное имя”, имя-обобщение, означающее “творец, в высочайшей степени профессионал своего дела”.
“Романтический мастер” появляется в романе, когда мы уже освоились в бесовской круговерти Москвы 30-х годов прошлого века и древнем Ершалаиме. Историк, служивший в музее, задумал написать роман о Понтии Пилате. Его возлюбленная, Маргарита, боготворившая роман, подарила автору шапочку, на которой вышила “М” - мастер. Она так называла его.
В разгар социалистического строительства мастерами называли таких именитых современников Булгакова, как И.В.Сталин, в газетных передовицах получившего звание “мастер литературы”.
Одиозный характер этого слова подчеркивал И.Бунин, говоривший, что растет количество пишущих, количество профессионалов, а не прирожденных художников”…О.Мандельштам отвергал понятие мастерства в литературе, считая, что стихи снисходят по вдохновению, научиться их создавать невозможно. Мастерство предполагает повторяемость, творчество – уникально. Художник создает, а не мастерит.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
• как связаны в романе темы любви и творчества?
(история Мастера – это и история романа о Понтии Пилате, и история любви.)
• Кто же он, булгаковский герой, у которого нет имени?
2.Сообщение темы урока
формулирование совместно с учащимися цели урока.
Обращение к эпиграфам
Слово учителя:
Ранее была дана установка на выполнение следующих этапов исследования в группах: обоснование выдвинутых гипотез и переоформление для применения: «Изучить предложенный материал, найти в нём подтверждение или опровержение выдвинутых вами гипотез и оформить своё исследование в виде презентации с использованием программы Microsoft Power Point, требования к которой находятся в «Памятке № 1» (см. Приложение В). Подготовить выступление от группы с опорой на правила выступления с презентацией по правилам «Памятки № 2» (см. Приложение С).
3. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель организует заключительный этап исследования на уроке – применение (обсуждение и вывод). Обращается к учащимся с установкой: «При выступлении групп с презентацией своего исследования члены одной группы выступят экспертами по требованиям к созданию презентации «Памятки № 1(см. Приложение №1)», члены другой группы проэкспертируют выступающего по тем правилам, которые были предложены в «Памятке № 2». (см. Приложение №2).
СЛУШАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТ ГРУПП С РЕЗУЛЬТАТАМИ И ВЫВОДАМИ

1 группа работала над заданием «Экскурсия в мир, где живет Мастер, с демонстрацией кадров фильма (реж. Бортко)»
Литературный материал: 13 гл. “Явление героя” 24 гл. “Извлечение мастера” 29 гл. “Судьба мастера и Маргариты определена” 32 гл. “Прощание и вечный приют”
Вопросы, по которым строится экскурсия:
Когда и где появляется мастер в романе?
Каково его описание?
Что рассказал мастер Ивану Бездомному о своем прошлом?
Как он начал писать свой роман о Понтии Пилате?
Какова судьба этого романа?
Как был спасен мастер?
Цель презентации:
• Проследить историю жизни Мастера.
• С целью понять взгляды на то, каким должно быть настоящее творчество, изучить внутренний мир героя, опираясь на его роман
Задачи:
Установить:
• в каком эпизоде впервые появляется Мастер.
• Каковы причины того, что Мастер оказался в психиатрической клинике?
• Как понимает свободу творчества Мастер?
• Какую ответственность несет творец за свое произведение?
• Сделать выводы о том, кого же можно назвать настоящим писателем?
Защита презентации (Ниже приведены материалы, использованные при защите презентации)

Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую больницу, которая в романе названа «домом скорби». Это продолжение страшного реального мира уже потому, что, принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они членами профсоюза.

В главе 13-й прочитаем описание внешности того человека, которого Бездомный увидит через балконную дверь. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Состоится знакомство. На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей, он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».

Вот эти-то слова и станут отправными для нас. Почему человек, еще достаточно молодой, талантливый, не считает нужным покидать свой теперешний приют? Таким образом, мы продолжим разговор о проблеме «человек и власть», выйдем на вопросы соотношения таланта и бездарности, поговорим о трагедии настоящего художника в современном мире и о любви как спасительной силе для человека.

Гость назовет себя просто Мастером, отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Почему? Возможные ответы учеников:
— Он слишком хорошо узнал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию.
— Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, т. е. человеком, особенно сведущим или искусным в деле своем. (Ученик взял это определение из словаря В. Даля).

Учащиеся восстанавливают по тексту прошлое Мастера.
Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта — написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Он весь отдался работе. И именно в это время он встретился с женщиной, которая была так же одинока, как и он. Именно Маргарита стала подгонять его в работе, называть Мастером, это она сулила ему славу.

Роман был дописан.

«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». ,
• Что означает эта фраза?
• Что же произойдет с Мастером?
• Как литературный мир встретит его версию библейской истории?
Роман не был принят к печати; все, кто его читал: редактор, члены редакционной коллегии, критики, — обрушились на Мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать».
• - Какой оказалась судьба романа, написанного Мастером?
Реальность сломила Мастера. Во время его горьких хождений с романом по редакциям он узнал ту сторону жизни, которая была дотоле ему неизвестна. И как результат — он сжигает роман. «Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал».
• Что же не устраивало литераторов в романе Мастера?
Чтобы ответить на этот вопрос, расширим наше представление о том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате. В романе Булгакова есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое — и это в мире искусства!
Какие эпизоды могут вспомнить ученики?

Глава 5-я. «Было дело в Грибоедове». Собравшуюся здесь литературную братию (иначе их не назовешь) более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». Но по-человечески ли, если мечтают эти люди только о дачах («дач всего двадцать две, а нас в МАССОЛИТе три тысячи»), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман); в «Грибоедове» — распределителе благ собираются, чтобы вкусно и дешево поесть. «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупица, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам — членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала медленно терзать его». То здание, которое в романе описывается как «Грибоедов», очень напоминает бывший на самом деле Дом Герцена, его в ту пору занимало правление РАПП.

И опять к писателям — чего стоят их говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий и, наконец, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова», взявшая псевдоним «Штурман Жорж»! Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе, но вслед за автором готов воскликнуть: «Словом, ад… О боги, боги мои, яду мне, яду…»

Ученики продолжают приводить примеры, подтверждающие, что литературный мир Москвы ужасен.

Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Сам Бездомный прекрасно понимает, что пишет дурные стихи. На вопрос Стравинского: «Вы — поэт?» — отвечает утвердительно, но «впервые почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, и вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему-то неприятными». О его узком кругозоре, примитивном мышлении говорит и тот факт, что он вдруг осознает, что «среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные». И он же считает, что Канта надо отправить на Соловки. Но Бездомный начнет прозревать тогда, когда в жизнь его вторгнется потусторонняя сила и когда он познакомится с Мастером.

Тему бездарности печатающихся авторов продолжает поэт Рюхин. Он беспощаден к себе оказывается только ночью, когда привозит Ивана Бездомного в клинику Стравинского и вдруг понимает, что тот совершенно здоров. Минутное прозрение заставляет его осознать, что он пишет плохие стихи, потому что не верит в то, что пишет. Но когда «на поэта неудержимо наваливается день», он признает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.
• Кого же можно назвать настоящим писателем?
Мастер – это человек, посвятивший себя творчеству. Он и есть настоящий писатель, но слово МАСТЕР противопоставлено пошлому псевдописательскому миру. Мастер – человек, наделенный творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни. Это наставник, художник милостию Божьей.

2 группа работала над заданием: «История создания образа Мастера. Поиск прототипов героя.»
Цель презентации:
• Установить происхождение образа Мастера в романе
• Следуя принципу зеркальности романа , найти двойника героя в Ершалаимских главах
Задачи:
• Изучить биографию Булгакова
• Исследовать образ Иешуа в романе
• Сделать выводы о том, к кому из установленных нами прототипов в большей степени близок Мастер
Защита презентации (Ниже приведены материалы, использованные при защите презентации)
Мастер - персонаж безусловно автобиографический, но построенный с опорой на известные литературные образцы, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х - 30-х годов, “его можно легко переместить в любой век и в любое время.”3 Это философ, мыслитель, творец, и сним в первую очередь связана философия романа.
Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работали историками в музее, оба жили достаточно замкнуто, оба родились не в Москве. Мастер очень одинок и в повседневной жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он создают без какого-либо контакта с литературным миром. В литературной среде Булгаков тоже ощущал себя одиноким, хотя в отличие от своего героя в разное время поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями литературы и искусства: В.В. Вересаевым, Е.И. Замятиным, А.А. Ахматовой, П.А. Марковым, С.А. Самосудовым и др.
Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков сознательно выстраивает параллели меду своей жизнью и жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, выражая представление Булгакова о чрезвычайно важном призвании художника и являя собой обобщенный тип художника
Литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения янковцев против “Белой гвардии” и “Дней Турбиных”.
В “Мастере и Маргарите” нашла точное отражение обстановка в стране 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было опасно.
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением “безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества.”

У Мастера, как и Булгакова наступает заболевание

К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа.
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении.

Мастер не был бы Мастером, если бы он не был еще и Иешуа. А Иешу не был бы Иешуа, если бы он не был, вместе с тем, и Мастером.
Мастер посвятил жизнь Иешуя - герою своего романа, герою основного романа и одновременно сыну бога. Согласно христианскому догмату, человек может найти удовлетворение только в боге. Именно в нем и находит свое призвание Мастер. Согласно концепции романа, бог ( в данном случае Иешуа) - это истина. Следовательно, смысл и цель жизни Мастера - в истине, которая и воплощает в себе подлинную вусшую нравственность.
В образе Мастера много черт, роднящих его с Иешуа: верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость,
В.В. Лакшин отмечает одно чрезвычайно важное отличие Мастера от Иешуа: Мастер не разделяет идеи всепрощения ему трудно поверить в то, что всякий человек добр. Возможно именно поэтому, поведав о бесконечной доброте Иешуа, мастер находит себе покровителя и заступника в Дьяволе – Воланде

• - Достоин ли Мастер своего героя Иешуа?
И да и нет. Да, потому что Иешуа создан болью его сердца: Мастер сам не прошел мимо всех тех вопросов, которые оказались самыми важными в жизни пророка. Но Иешуа, не отступивший от истины, заслужил «свет», а Мастер — только «покой»
3 группа работала над заданием: «Мастер и Маргарита. История любви и спасения.»
Цель презентации:
Изучив историю любви Мастера и Маргариты, установить , какую роль она сыграла в судьбе героя
Задачи исследования:
Установить:
• Что принесла любовь главным героям?
• Какие истинные ценности связаны с образом Маргариты? (Милосердие, честность, вера, любовь)
• Что же сделает возможным возрождение Мастера?
• Почему мастер не заслужил света?
Защита презентации (Ниже приведены материалы, использованные при защите презентации)
Все исследователи творчества Булгакова считают, что у Маргариты было несколько прототипов. Среди них в первую очередь называют ее тезок, а может быть и далеких родственниц Маргариту Наварскую и Маргариту Валуа. Первая жила за полстолетия до Маргариты Валуа и была широко известна как автор сборника “Гептамерон”. Обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. Булгаковская же Маргарита навечно связана с одним великим писателем - Мастером»
В подготовительных материалах к последней редакции Булгаковского романа обнаружена интересная деталь: выписки из словарей, касающиеся французских королев. Свадьба Маргариты Валуа закончилась Варфоломеевской ночью.
Третья предшественница героини романа Булгакова - Маргарита у Гете из романа Гете «Фауст». У Маргариты в характере и судьбе мало общего с героиней Фауста. Их различия подчеркнуто в эпизоде с Фридой, которой она вымаливает прощение и судьба которой напоминает судьбу гетевской Маргариты.
Все три Маргариты - предшественницы переносят нас во французское и немецкое средневековье и, следовательно, в готику.
Гетевская Маргарита заставляет подумать о Елене Сергеевне, послужившей основным прообразом Маргариты М. А. Булгакова.
Любовь М. к Маргарите - во многом неземная, вечная любовь, о которой говорил тот же Владимир Соловьев. Она никак не направлена на создание семьи.
Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.
Маргарита борется за свою любовь. В ее душе поселилась ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им, но не исчезло милосердие. Она, став «ведьмой», разгромила квартиру Латунского, но тут же успокоила проснувшегося в соседней квартире малыша. Милосердие же заставит несчастную женщину подавить в себе жгучее желание вернуть Мастера и попросить пощады для Фриды… И как это ни странно, именно силы зла были Булгаковым наделены правом вершить справедливость, то есть жестоко наказывать за зло и щедро награждать за добро
Любовь-второй путь в сверхеальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с Дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.
(Сцена бала у Воланда ( глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой.
С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Булгаковская Маргарита обретает бытие после смерти за свою любовь, а Мастер - за подвиг свободной творческой воли, воссоздание бытия.
Вопрос классу (из тех, на которые нет однозначных ответов):
• - почему Мастер не заслужил света? (У него не хватило веры – и поэтому он заслужил покой, но не свет.)
По мнению Б.М. Гаспарова, Мастер несет в себе черты не только Христа, как обычно принято думать, но и Пилата. Он отрекается от своей роли (а вместе с этим - и от своего героя), сжигает рукопись, пытался рассказать миру известную ему одному правду о совершившейся казни. Но у него не хватает сил это сделать, и слабость делает его не только жертвой но и молчаливым свидетелем-соучастником. Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется знаменитый конечный приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой.1
Награда, данная герою, не ниже, но в чем-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный мастеру, - это покой творческий.
Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: У Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. Исчезает ожесточение и мучительное сознание того, что она причиняет незаслуженные страдания своему мужу. Мастер избавляется, наконец, от страха перед жизнью и отчуждения, остается с любимой женщиной, наедине со своим творчеством и в окружении своих героев.

ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ГРУПП-СЛУШАТЕЛЕЙ
4. Работа в парах.
Слово учителя
Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.
Нарисуйте “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя. (Выслушивание результатов)
5. Этап закрепления изученного Учитель осуществляет процесс осмысления учащимися изученного материала и совершенствования способов деятельности
(Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение о герое, суммирует их ответы, которые чаще всего обвиняют Мастера в пассивности, даже в безликости).
Таблица Элвермана: ДА проблемаНЕТ
ДА МАСТЕР – ГЕРОЙ? НЕТ

Да, он бездеятелен, пассивен, во всем полагается на Маргариту или Воланда, потусторонние силы. «Мне скучно, я устал!» - признается он, сломленный и покорный. Но он творец не только своей судьбы, но и великого, смелого, опасного романа о Понтии и Иешуа! Мастер живет в сталинское время и, скорее всего, понимает, что фраза: «Всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет ни власти кесарей, ни какой-либо иной власти», - равносильна самоубийству. И он идет на это, потому что видит свой долг в том, чтобы говорить правду. «Правду говорить легко и приятно».
Мастер написал роман, не оглядываясь на Берлиоза и массовый МАССОЛИТ, он написал то, о чем и молчать было страшно. Люди в 30-х гг. пропадали бесследно, Мастер знал это, но выбрал, как и его герой - Иешуа, трудный крестный путь. Выбрал страдания. С октября по январь он отсидел (известно где и с чьей «подачи»), его, видимо, мучили (вспомним пальто с оторванными пуговицами), его квартира занята потомком Иуды, доносчиком Алоизием, он пытается забыть Маргариту, потому что не должен втягивать любимую женщину в омут своих страданий (и это в высшей степени достойно!). И дальше Мастер сознательно выбирает свой путь - он отправляется в сумасшедший дом. Почему? Наверное, только там можно спастись от сумасшедшего мира, вести себя свободно. И теперь, конечно, в новом свете будет восприниматься последний разговор Воланда с Левием Матвеем, который, по просьбе Иешуа, просил покоя для Мастера. Не света - покоя. Сам Булгаков, измученный обрушивающимися на него несчастьями, признавался жене в одном из писем: «Мне нужен абсолютный покой. Да, вот именно, абсолютный!»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Какова же стержневая идея романа?
Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.
И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее — человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими. И опять поработают ребята, которые отслеживали систему подобий в романе. Спросим их, почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный.

Услышим в ответ, что, как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?
Покидая этот мир, Мастер оставляет в нем человека, который оставил поэзию (вспомним клятву, данную им в «доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестает обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Итак, имя героя. Напомним ученикам, чем всегда был дом для самого Булгакова, как тема дома проходит через его роман «Белая гвардия». Бездомный — эта фамилия говорила о неприкаянности души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности (или «девственности», как назвал это Мастер). Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа, клянущимся (и во имя милосердия лгущим!), что его казни не было. Именно он может нести слово истины дальше в мир

6.Этап информации о домашнем задании:

 разобрать особенности композиции романа;
 сделать опорную схему в тетради;

 составить тест «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с использованием ИКТ.
Учитель мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания.
Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания

7. Оценивание

8.Этап подведения итогов урока – рефлексия
Учитель организует процесс подведения итогов урока и мобилизует учащихся на рефлексию: «Я», «МЫ», «ДЕЛО» - учащиеся осуществляют самооценку («Я»), оценку работы в группе («МЫ»), оценку работы класса («ДЕЛО») при организации исследовательской деятельности на уроке с использованием ИКТ.
9.Обращение к эпиграфу

2 Название романа


3 Проблемный вопрос


4 Тема урока и его тип

5 Цели урока
6 Эпиграфы к уроку


7

Презентация первой группы
Титульный слайд с названием исследования «Экскурсия в мир, где живет Мастер»


8 Цель исследования


9 План исследования


10
Первая встреча с героем. Цитата из текста с фрагментом фильма


11 Причины деградации Мастера


12 Понимание свободы творчества героем


13 Путь спасения героя


14
Ответ на вопрос: «Кого можно назвать настоящим писателем?»


15

Презентация второй группы
Титульный лист исследования «История создания образа Мастера. Поиск прототипов героя»
16 Цели презентации
17 Задачи исследования

18 Поиск прототипов героя (Схема)


19 Автор как прототип Мастера


20 Фауст как прототип Мастера


21 Иешуа – двойник Мастера


22
Проблемный вопрос: «Достоин ли Мастер своего героя?»
23 Выводы исследования

24
Презентация третьей группы «Мастер и Маргарита: история любви и спасения»
25 Цель исследования
26 Задачи исследования

27

Цитата из текста романа, касающаяся любви


28
Прототипы Маргариты (исторические и литературные)


29 Прототипы Маргариты (Шиловская Е. С.)


30 Таблица-характеристика Маргариты


31 Цитата из романа с фрагментом фильма


32 Что значит любовь для героев


33

Какую роль сыграла любовь в жизни героев


34

Выводы исследования

35

Что есть покой? (С фрагментом фильма)

36
Цитата М. Булгакова о вечной любви


37 Таблица Элвермана


38
Проблемный вопрос об идее романе

39 Ответ на вопрос


40 Домашнее задание


41 Рефлексия


42 Заключительное слово учителя о романе - вывод


Использованная литература:

1. Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989
2. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - М., 1995
3. Булгаков Михаил. Избранное. - М., 1980
4. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. ХХ в. ( ст. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова ). - М., 1994
5. Кораблев А.А. Евангелие от Дьявола ( эзотерическая интерпретация романа «Мастер и Маргарита» ) Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
6. Лакшин В.Я. Булгакиада. - Киев, 1991
7. Михаил Булгаков: современные толкования: к 100-летию со дня рождения. 1891-1991. Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН. - М., 1991
8. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993
9. Николаев П.А. М.Булгаков и его главная книга // Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М., 1988
10. Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. - М., 1991
11. Пенкина Е.О. Реализация идей русского экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова («Мастер и Маргарита» ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
12. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. - Кировоград, 1991
13. Рощин М.М. Мастер и Маргарита. - М., 1987
14. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991
15. Степанюк Д.М. Писатель и власть ( Из эпистолярного наследия М.Булгакова ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
16. Черникова Г.О. О некоторых особенностях философской проблематики романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1971
17. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988
18. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983
19. http://www.bulgakov. ru.
20. www.bulgakov.net.ru/llb-ar-author-126/
21. www.dombulgakova.ru/
22. http://m-a-bulgakov.narod.ru/
23. http://bulgakov-kiev.tripod.com/
24. http://bulgakov.info/

Приложение А
Фрагменты презентаций учащихся, которые они подготовили к уроку









Приложение В
Памятка № 1

Какая презентация считается эффективной?
I. Что такое презентация?
 представление чего-либо;
 одна из форм предъявления информации;
 помощник при докладе;
 «шпаргалка»
 Наглядное представление какого-то материала.
II. Презентация успешна, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить больше информации.
III. Планирование презентации:
1. Определение цели презентации – «Почему я вообще собираюсь
устроить презентацию?»
Попробуйте сформулировать ваши цели, начиная словами: «По окончании моей презентации слушатели будут…» «Я буду говорить о _________________________, для того чтобы_________________________________________________________».
2. Определение аудитории – «Кому я это собираюсь сообщить?»
3. Основные идеи – «Что я хочу сказать?»

Что должно быть включено 1. Титульный лист: название презентации.
2. Сформулирована проблема исследования.
3. Сформулированы гипотезы решения проблемы.
4. Обоснование гипотез (подтверждение или опровержение – это цитаты, примеры и т. д).
5. Вывод – пришли ли к решению проблемы через обоснование гипотез.
Что желательно включить
Что хорошо бы сказать, если для этого будет время Как проводилось исследование?
Трудно или легко было создавать презентацию?

Приложение С
Памятка № 2

Структура выступления с презентацией

I. Вступление:
 Приветственные любезности (просто поблагодарите людей за то, что они нашли время послушать вашу презентацию и выразите надежду, что они не пожалеют о том, как его провели).
 Представление себя (имя, фамилия, возраст, что-то ещё на ваше усмотрение).
 Цели (что вы предполагаете объяснить, предложить или продемонстрировать на этой презентации).
 Карта маршрута (продолжительность презентации).
 Правила движения (в частности, хотите ли вы, чтобы люди вас прерывали, если у них есть вопросы или оставляли все вопросы до конца презентации).
II. Основная часть выступления.
Работа с речью:
1. Используйте короткие слова и короткие предложения.
2. Пользуйтесь словами и выражениями, которые вы действительно используете в разговоре. Говорите почти так же, как если бы вы беседовали с парой друзей.
3. Беспощадно искореняйте слова-«паразиты», сленговые и жаргонные слова.
4. Сохраняйте естественность:
 мимики, движений головы и тела;
 высоты и силы голоса;
 жестов;
 темпа речи;
 пауз.
Пять смертных грехов выступления:
1. Извинения. Признание в том, что вы что-то забыли рассказать.
2. Длинные и медленные предложения.
3. Очевидные наблюдения.
4. Банальные вопросы.
5. Истории и анекдоты, относящиеся к предмету выступления.
III. Заключение:
 Краткий вывод важнейших фактов и аргументов с повторением ключевых фактов.
 Благодарность за внимание.
 Предложение задавать вопросы.

[l][c][r]

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Конспекти уроків світової літератури | Додав: Vasilieva (19.09.2013) | Автор: Олена Васильєва E
Переглядів: 7534 | Коментарі: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]