Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Вчителю-предметнику » Конспекти уроків світової літератури


Тема: Бессмертный подвиг народа . А. Твардовский Описание правды войны в стихотворении « Я убит подо Ржевом» и в поэме «Василий Теркин».

Тема: Бессмертный подвиг народа .  А. Твардовский. Описание трагической правды войны в стихотворении « Я убит подо Ржевом»  и в поэме   «Василий Теркин».

Цель: раскрыть исторические события Великой Отечественной войны, жизненный и творческий путь  А.Твардовского, особенности поэзии, развивать навыки анализа стихотворений, познакомить с представителями изобразительного искусства, способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: А.Твардовский «Василий Теркин»; репродукция картины художника Ю. Непринцева  «Отдых после боя»,  выставка книг о войне.

 

«Пройшла война,

  пройшла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда об этом не забудем!»

                                                        А.Твардовский

Ход урока

Ι. Организационный момент

Ι Ι. Вступительное слово учителя

(на фоне отрывка слайдов о войне)

Прошедший ΧΧ век называют веком войн и революций, которые оказали определяющие воздействие на историю, культуру и литературу.

Неповторимые, выстраданные образы, созданные поэтами, писателями, художниками, направленные против разрушительных сил. Продолжают будить в человеке ΧΙ века не только мысли, эмоции, ассоциации, но и совесть.

На уроках мировой литературы мы чаще говорим о мировых войнах в связи с приближающимся праздником Победы.

И сколько бы лет не прошло с тех пор, как наша Родина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, в наших сердцах вечно будет жить память о тех, кто в далеком 1941 году стал на защиту своей Отчизны.

Память … Она нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий, репродукций, книг, фильмов и не дает померкнуть для потомков ни одной героической странице истории Победы над фашизмом.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы получили из далекого 1941 года обожженное Великой Отечественной войной письмо:

( чтения  стихотворения «Сыну погибшего воина» А.Твардовский)

В течение урока вы будете смотреть, думать, размышлять и в конце урока мы должны дать ответ, что завещали нам  наши воины?

1-й ученик

Пройшла война, пройшла страда

Но боль взывает к людям

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастья – не в забвенье!

2-й ученик

 Лето! Жара – Цветок в росинках весь

К цветку  приник, и пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, садились в танки, закрывали люки, такою все дышало тишиною, что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войною всего, каких – то 5 минут осталось.

22 июня 1941 года эта дата разделяет жизнь черной полосой, на половины: первая – до войны, вторая – война.

На защиту Родины поднялся вес народ, от мала до велика. Многие ушли добровольцами на фронт. Молодые люди дописывали себе годы, лишь бы попасть на передовую и сражаться с врагом. Среди них были рабочие и ученые, врачи и сталевары, художники и писатели.

И сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о судьбах людей, которые пережили эти события, и постараемся с помощью поэзии А.Твардовского, репродукций картин показать, что независимо от обстоятельств и испытаний человек остается человеком.

ΙѴ.  Систематизация материала

На прошлом уроке каждая группа получила задание:

·         группа Историков (основные этапы Великой Отечественной войны), проект

Эта война повлияла на судьбы многих людей, и как это отразилось на жизни и творчестве А.Твардовского

·         группа Биографов (основные этапы жизни и творчества А.Твардовского), проект

Дудин Михаил Александрович «ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО»

                                                  Он был на первом рубеже

     Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

                                        Поэзия особняком

                                        Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

Стихи А.Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но «из армейского быта» и лирические взволнованные воспоминания о родной земле, оскорбленной врагами.

·         группа Поэтов (анализ стихотворение «Я убит подо Ржевом»)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Кто есть лирическим героем этого стихотворения?

- Что волнует неизвестного солдата?

 - Обвиняет лирический герой кого – то в своей смерти и смерти других?

 - С какой целью обращается герой к живым?

- Что есть счастьем для убитого бойца?

- В чем суть завета погибшего солдата?

«Стихи эти,- писал Твардовский уже много лет спустя,- продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя вести в них, а их в себе,- так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

На войне, в какой бы ситуации не был человек остается человеком с разными чувствами: боли радости, потери и приобретения, поэтому в моменты перерыва между боями для поднятия боевого духа находилось место для шутки, песни. И как же не сказать о поэме «Василий Теркин»

Перед прослушиванием глав подумайте над вопросами:

Почему произведение  так названо?

Какова позиция писателя?

Выразите своё отношение к ней.

Какова тема этого произведения?

Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

 В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит: В чем-то я его богаче, —

Я ступал в тот след горячий,

Я там был. Я жил тогда...

Вот перед нами первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.

... А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

 События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно?

Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков:

Тем путем идем суровым,

Что и двести лет назад.

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик—солдат.

 Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":

Вслед за властью за советской,

Вслед за фронтом шел наш брат...

 Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое.

 Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание. Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа...

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно...

 Не раз смерть встает в "Книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:

Ты лежишь ничком, парнишка

Двадцати неполных лет.

Вот сейчас тебе и крышка.

Вот тебя уже и нет!

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".

 Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда", но, сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

Чтец:

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Тёркин:

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку.

Жив остался – не горюй:

Это малый сабантуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй

Тот проймёт тебя поглубже.

Это средний сабантуй.

Сабантуй тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Грянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков…

Солдат: Тыща танков? Ну, брат, врёшь

Тёркин:

Ладно, что там триста, двести

Повстречай один хотя б…

1 солдат:

Хорошо, что он попал

Тёркин, в нашу роту.

2 солдат: Теркин - кто же он такой?

Твардовский:

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

 Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".

Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Родная сторона!

 Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке —

Беззаботный великан, -

А в походной запояске,

Человек простой закваски...

В муках тверд, и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!

 Тёркин необходим бойцам не только в бою, но и на привале. Без его задора, удали и гармони не обойтись.

·         Инсценировка отрывка из главы «Гармонь» («У кого гармонь, ребята?» до слов «Ну, сыграй ты, шут с тобой»)

·         Песня «Три танкиста»

Василий Теркин стал любимейшим героем. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный,

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя.

·         группа Художники – Декораторы (выставка по теме )

Война имела место изображения не только в литературе, но в искусстве, потому что художники как личность занимали активную творческую позицию по отношению к своему народу.

                РАБОТА НАД КАРТИНОЙ   Ю.М.НЕПРИНЦЕВА

                            «ОТДЫХ ПОСЛЕ БОЯ».

                         В послевоенные годы было создано много картин,     запечатлевающих героизм солдат в повседневной боевой обстановке. Солдаты в условиях тяжелого ратного труда сохранили оптимизм и склонность к веселой озорной шутке.

Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником,  художник Юрий Михайлович Непринцев познакомился с поэмой  А.Твардовского «Василий Теркин».

Представим такую картину: один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они, восхищались любимым литературным героем, в образе которого поэт выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским людям.Теркин – весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей, подбодрить их шуткой, острым словом. Он и в бою проявляет находчивость и мужество. Таких живых Теркиных на дорогах войны можно было встретить повсюду.Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с ним расстаться. Художник хотел изобразить воинов Советской Армии не в момент совершения каких-либо героических поступков, показать их не в дыму сражения, когда все душевные и физические силы человека напряжены до предела, но и в простой обстановке, в минуты краткого отдыха.

Так в 1951 году рождается картина «ОТДЫХ ПОСЛЕ БОЯ» (1955 год, ГТГ)

Художник хотел, чтобы зритель полюбил его героев, почувствовал  их живыми и близкими людьми. Он дал коллективный портрет советских людей, солдат великой армии – освободительницы.

«ПОДЛИННЫЙ ГЕРОЙ МОЕЙ КАРТИНЫ - ЭТО РУССКИЙ НАРОД», - говорил  Ю.М.Непринцев.

Каждый образ в картине- это часть коллективной биографии. Перед нами проходит ряд ярких индивидуальных характеров.

В чем сила полотна: -  верность жизненной правде;

                                   - в простоте;

                                  -  в достоверности изображения.

                    РАССМОТРИМ КАРТИНУ.

     -  Как определяется композиционный центр картины?

·         Одного героя рисуют крупнее.

               Кто-то ближе к зрителю.

               Герой может быть в необычном положении.

               Герой отделен от других свободным пространством.

               Героя выделяют цветом.

   - Почему художник не воспользовался этими средствами? Кто герой картины?

·         Художник дал коллективный портрет советского бойца.

    - Взгляните на лица. Если это отдых после боя, то какой был бой?

 

·         Наверное, бой был удачный, может быть никого не убило, или мало потерь, что бывает крайне редко.  

ВЫВОД:  каждый из вас может выбрать своего героя этой картины. Может быть, который в центре. Все на него смотрят. У такого веселого человека всегда есть в запасе шутка, анекдот, веселая история, небылица. В картине ни одно движение не повторяется.

ѴΙ. Итог урока

«Каких людей считаете необыкновенными, незаурядными. Можно ли причислить нашего героя к данному типу людей?»

- Попробуйте написать синквейн, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющее суть темы).

Написание синквейна

ѴΙΙ.Д/з по выбору: Сочинение - размышление «Теркин – кто же он такой?»           Выучить стихотворение «Я убит подо Ржевом» наизусть


 

Можливо Вам це буде цікаво 


Категорія: Конспекти уроків світової літератури | Додав: Inter (16.02.2013)
Переглядів: 5336 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]